«Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пугачёва Лариса Кимовна
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Зима». Знакомит детей с окружающим миром, учим детей давать описание зимней одежды, формируем умение составлять рассказ. При рассматривании предметов одежды дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию, её качеств, назначений предметов и подводятся к составлению рассказа. Занятие разработано на основе методического пособия Ушаковой О.С. «Развитие речи детей 4 – 5 лет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_odzhda.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических оздоровительных мероприятий и процедур» № 1

п. Энергетик Новоорского района

Конспект

 Организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Возрастная группа:  средняя группа

                                                                

                                                                

                                                                Подготовила:

                                                        Пугачёва Лариса Кимовна

                                                        воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории

                                                        МБДОУ «Детский сад» № 1

                                                        п. Энергетик Новоорского района

Энергетик – 2018

Аннотация

        Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Зима». Знакомит детей с окружающим миром, учим детей давать описание зимней одежды, формируем умение составлять рассказ. При рассматривании предметов одежды дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию, её качеств, назначений предметов и подводятся к составлению рассказа.

Занятие разработано на основе методического пособия Ушаковой О.С. «Развитие речи детей 4 – 5 лет».

 

Тема: «Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Цель. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа.

Задачи:

   Образовательные.

  • учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда";
  • учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;
  •  согласовывать прилагательные с существительными в роде  и числе;
  •   учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж],    изолированный, в словах и фразах;

Развивающие.

  • Развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
  • Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха.

Воспитательные.

  • воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания педагога.

Создание среды для организации и проведения занятия: кукла Наташа; зимняя одежда, игрушки - жук, ежик.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей. 
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия.
  3. Приемы организации практической деятельности детей.
  4. Приемы поддержания интереса у детей.
  5. Приемы оценки и самооценки.

Формы организации совместной образовательной деятельности:

  • Двигательная 
  • Игровая 
  • Коммуникативная 
  • Познавательно-исследовательская 
  • Музыкально-художественная 

Планируемые результаты:

  • учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда";
  • учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах;

Критерии оценки деятельности детей в ходе занятия:

  1. Активность
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Самооценка

План занятия

  1. Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

  3 мин.

  1. Основная часть:

Беседа, художественное слово, игра

15 мин.

  1. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов занятия

      2 мин.

Длительность

20 мин.

                                                             

Ход занятия

Части занятия

Содержание

  1. Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам сегодня в группу. Потрогайте, какая она холодная. А к ней прикреплена какая-то записка. Давайте прочитаем её.

                        Как на горке – снег, снег,

                         И под горкой - снег, снег,

                         И на ёлке снег, снег,

                         И под ёлкой снег, снег.

                         А под снегом спит медведь,

                         Тише, тише. Не шуметь!

Воспитатель. О каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей)                                                                                                                                      

Почему вы думаете, что это зима?

Дети. Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.

Воспитатель. Кто из вас любит зиму? Почему?

Дети. Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, можно кататься на санках, коньках, лыжах.

 Воспитатель.  Теперь спросите  меня, почему я люблю зиму?

 (дети задают вопрос, воспитатель отвечает) 

Зимой на улице тепло или холодно?

Дети. Холодно.

Воспитатель. А как люди одеваются зимой?

Дети. Тепло.         

  1. Основная часть

Показ, комментирование.

Воспитатель. Наша кукла собирается на улицу (показывает) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть?

Воспитатель демонстрирует называемые детьми       вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, её отличительные признаки, в том числе и функциональные

Воспитатель. Какое это пальто (куртка)? (зимнее, теплое)

 Какого цвета? (дети отвечают)                                                                                                                                                                             Что есть у шубы? (воротник, карманы, рукава)                                                    Воспитатель. Зачем нужен шарф? 

Дети. Чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.                                                                                      Воспитатель. Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (про воротничок) Зимнее, теплое…пальто. Белая, вязана…шапочка. Теплые, шерстяные, синие …брюки. Брюки, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это зимняя одежда.                                                                                                                                  

Воспитатель. Какая зимняя одежда есть у вас?

Отвечают 2-3 ребенка.

Физкультминутка

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем, как будто пойдем гулять. Наденем брюки, кофту, шапку, шубу, шарф (дети имитируют одевание)

                                  Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                

                                 Собираемся гулять (шагают на месте)

                                  Завязала Катенька

                                  Шарфик полосатый (показывают, как    

                                  завязывают шарф)

                                  Наденем на ножки

                                  Валенки, сапожки (имитируют движения)

                                  И пойдем скорей гулять,

                                  Прыгать, бегать и скакать (шагают на  

                                  месте)                                                                                                                                                                                                

Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки.

                            Дети «лепят» и бросают снежки.

Покажите свои ладошки. Посмотрите, какие легкие, белые на ладошки! Давайте их сдуем!                                     

Дуть надо долго – долго. Теперь вернемся в группу.            

                           Возвращаются на свои места.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами гуляли, посмотрите, появилась волшебная коробочка. Хотите узнать что там? Тогда отгадайте загадку. 

                                               Летит – воет,        

                                              А сядет –  землю роет.

                                                           (Жук)

 А как жук жужжит? (дети отвечают)          

Маленькие  жучки жужжат тихо. Покажите как.  

                              (дети показывают) 

Большие жужжат громко. Покажите как. Послушайте слово: ж- ж-жук. Какой звук слышится в этом звуке? (дети отвечают).

Воспитатель. А эта загадка о ком?

                          Ползун ползёт

                         Иголки везёт.

(Ёжик)                                                                                                        Дети отвечают.

Воспитатель. Какие  иглы вы знаете?

Дети. Швейные, сосновые, еловые, медицинские.

Воспитатель. Чем похожи все иголки?

Дети. Они острые, тонкие, колючие.

Воспитатель. Какой иглой мы шьём и вышиваем?

Дети. Швейной.  

Воспитатель. Что шьют швейной иголкой?

Дети. Одежду.

Воспитатель. Что делают медицинской иглой?

Дети. Укол.  

Воспитатель.  Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложения»                                                                                                                                                                                    Ты ежа не трогай лучше, потому что он…(колючий)

Лиса потрогала ежа и…(укололась)

 У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у ежат…(короткие и тонкие)  

Иглы на елке еловые, а на сосне…(сосновые)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  1. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Ответы детей

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность.

Длительность: 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Организованная образовательная деятельность в средней группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Тема: Составление расска...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы

Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда».

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда». Задачи: - связная речь: учить давать описания зимней одежды;- словарь и грамматика: учить правильно называть зи...

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"Задачи:связная речь: учить давать описания зимней одежды;словарь и грамматика: учить правильно называт...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...