Читательская (языковая) грамотность.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Наталья Сергеевна

Задания, формирующие индикаторы компонентов читательской(языковой)грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_yazykovaya_gramotnost.docx394.74 КБ

Предварительный просмотр:

Структура описания задания

Название задания

(должно быть образным)

«В лес за земляникой»

Тип задания

(задание-наблюдение:

с ошибкой/ами, без ошибок;

задание-исследование)

задание-наблюдение

Формируемые индикаторы компонентов читательской (языковой) грамотности

- владение приемами продуктивного слушания (аудирования)

- осуществление анализа требуемого содержания, представленного в диалоге, выделение его фактической и оценочной составляющих

Фабула (сюжет)

(задает смысловой контекст задания)

Лето. Ярко светит солнышко. В лесу поспели ягоды: малина, земляника. Ребята Катя  и Слава решили отправиться в лес за ягодами. Никому ничего не сказав, взяли  корзинки и пошли в лес.   На полянке было мало ягод, они решили найти новую полянку, где растут много ягод. Они набрали полные корзины ягод. Стали собираться домой, но не могли найти дорогу по которой шли. Ребята заблудились. Они стали кричать: ау-ау!  Но их никто не слышал.  Маша и Слава не знали, как им поступить.

Формулировка задания со стимулом

(мотивация на выполнение, указание действий, которые нужно осуществить: что нужно сделать?)

Предлагаю оценить представленную на картинке ситуацию.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы не заблудиться в лесу?

Что может  случиться с детьми?

Какая опасность подстерегает детей?

Как бы вы поступили, если бы вдруг сейчас оказались внутри картины, на месте мальчика Славы или девочки Кати?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Какие советы можно дать ребятам?

Ситуация общения

(личная, общественная, обучающая)

обучающая

Тип текста

(описание, повествование, изложение (пересказ), аргументация, инструкция, взаимодействие)

взаимодействие

Приложение

(стимульный материал: наглядный, аудио)

наглядный: картинка «Ребята заблудились в лесу» (иллюстрация)

https://i.ytimg.com/vi/Q46eWxOoSjk/maxresdefault.jpg


Структура описания задания

Название задания

(должно быть образным)

«Приключение листочка»

Тип задания

(задание-наблюдение:

с ошибкой/ами, без ошибок;

задание-исследование)

задание-исследование

Формируемые индикаторы компонентов читательской (языковой) грамотности

- владение приемами продуктивного слушания (аудирования)

- осуществление анализа требуемого содержания, представленного в диалоге, выделение его фактической и оценочной составляющих

Фабула (сюжет)

(задает смысловой контекст задания)

Сказка

«Путешествие осеннего листочка»

Жил да был, рос себе, рос на берёзке в лесу маленький зелёный листик со своими братьями листочками. Всё лето он радовался теплу, солнышку, купался под струями ласкового летнего дождика. Засыпал и просыпался под пение птичек, которые поселились в гнездышке на его берёзке.

Но однажды утром он проснулся от того, что очень замёрз. Он дрожал от холода. Оглянувшись вокруг, наш листочек увидел, что все его братья - листочки стали жёлтыми. Листочек посмотрел на себя - он тоже стал жёлтым. И тут листочек услышал крики птиц:

-Осень, осень, наступила осень!

Очень удивился листочек: «Что такое осень? И почему все деревья вокруг вдруг стали такие разноцветные?».                                                                                      

Подул сильный ветер, сорвал листик с дерева и полетел он к новым приключениям…..

Формулировка задания со стимулом

(мотивация на выполнение, указание действий, которые нужно осуществить: что нужно сделать?)

Какие знакомства могли приключиться с листиком?

Как вы думаете, кого он мог повстречать осенью?

Что бы ему звери и растения рассказали про осень?

Давайте расскажем листочку сами  все, что мы знаем о времени года – осень.

- Ребята давайте придумаем интересные истории о приключениях осеннего листочка! (придумывание рассказов с иллюстрациями)

Ситуация общения

(личная, общественная, обучающая)

обучающая

Тип текста

(описание, повествование, изложение (пересказ), аргументация, инструкция, взаимодействие)

Описание

Приложение

(стимульный материал: наглядный, аудио)

Слушание сказки без концовки.

Картинка осеннего листочка.

https://img1.goodfon.ru/original/2400x1350/1/c4/list-pticy-fon.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...

5 УРОВНЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ _УМЕНИЙ_Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать_эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина_на ММСО_2022

Эксперт   Клевцова ЛюдмилаНаблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; уст...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.

В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы...