Основная образовательная деятельность по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костюк Наталья Витальевна

Конспект занятия в подготовительнойгруппе по развитию речи "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Составила воспитатель: Костюк Н.В.

Коммуникативная деятельность (развитие речи)

Тема: «Осень»

Цель: создать условия для социально – коммуникативной деятельности.

Задачи:

Образовательные: Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе). Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).

Развивающие: Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа

Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Образовательные области: «Речевое развитие»

В интеграции: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации:  разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, репродукции картин русских художников, бумажные листья.

Структура ООД

Содержание ООД

Деятельность детей

Планируемый результат

Вводная часть (5 мин)

Установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Организационный момент.

Воспитатель входит в группу с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Педагог поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

- Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка).

.

- Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»

- Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

- Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

Улыбаются друг другу, выполняют движения по тексту.

Дети выполняют задание педагога называют название дерева уменьшительно ласкательной форме и по очереди садятся  на стулья

Дети подбирают прилагательные слова

Способен сотрудничать

Основная часть (22 мин.)

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

 Воспитатель рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

- Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? (После сентября наступит октябрь). Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).

- Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни.. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?

 -  Утром на улице был туман.

- Расскажите, каким он был.

-  Туман был густым, белым, плотным, сырым.

- Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезай многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

 - Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

  Педагог смахивает листья в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.

 

- Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой — золотая осень, на которой — поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке (выполняют).

-  Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картона В.Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

1-йребенок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й р е б е н о к. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».

3-й р е б е н о к. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.

Педагог. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!

Физминутка

Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Игра «Что делает?» 

Педагог берет в руки мяч.

- Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь...(идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер.. (дует, воет, гудит, срывает). Листья.. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы..(собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются)

Называют осенние месяца

Слушают воспитателя , отвечают на вопросы

Распределяют картины в правильном порядке

Объясняют свой выбор

Выполняют физминутку выполняя движения за воспитателем

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;  

активно использует ранее полученные знания в беседе

активно участвует  в совместных играх

Заключительная часть (3мин)

Подведение итогов деятельности, рефлексия, поощрение детей.

 Итог

- Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говори ли?

- Что вам больше понравилось?

Выражают свои эмоции

Могут использовать речь для выражения своих чувств и мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая встреча "Принцип построения основной образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО"

Методическая встреча«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного ...

Основная образовательная деятельность по развитию познания в средней группе тема: «Микробы»

Образовательные области:- социально-коммуникативное развитие;- познавательное развитие;- речевое развитие;- физическое развитие.Вид детской деятельности:непосредственно-образовательная;Цель:- дат...

Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи

Конспект  основной образовательной деятельности по развитию речи. Тема занятия: «В стране Сказок с кубиком Речевичком»Возрастная группа:  младшая  группа (3-4 года)...

Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи

Конспект по обучению грамоте "«Работа со звуками [Ж] -[Ш]."...

Конспект основной образовательной деятельности познавательное развитие в подготовительной группе «Приключения на математических островах»

Обучающие задачи:- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять ус...

Основная образовательная деятельность по развитию речи "Подготовишки"

Конспект занятия по развитию речи "Подготовишки"...