«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Терво Анна Ивановна

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самообразование 2 младшая70 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ильинская СОШ» дошкольные группы «Ромашка»

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2019-2020 учебный год

Терво А.И.

(Ф.И.О. педагога)

воспитатель

(специальность)

высшее

(образование)

2 года

(стаж педагогической работы)

                                                                                                                          ___________ноябрь 2017г.

(курсы повышения квалификации)

Сентябрь 2019 год

(дата начала работы над темой)

Май 2020 год

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества,  пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного 2019-2020 уч.года;
  4. Организовать работу кружка «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», создать рабочую учебную программу;
  5. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;
  6. Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом;
  7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

Традиционные:

  1. Пальчиковый игротренинг;
  2. Массаж кистей рук;
  3. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;         
  4. Заучивание потешек, прибауток, закличек;
  5. Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;  
  6. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок (включая в работу родителей группы);
  7. Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии:

  1. Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.);
  2. Конструирование из бумаги, работа с конструктом;
  3. Различные виды аппликаций;
  4. Шнуровки;
  5. Пазлы, мозаика;
  6. Работа со счётными палочками;
  7. Самомассаж кистей и пальцев рук;
  8. Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой и пр.;
  9. Ручной труд: нанизывание бус;
  10. Рисование по трафаретам, штриховка.

Актуальность:
        Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.                                                                     Для развития речи детей в своей работе я использую пальчиковые игры, устное народное творчество, театрализацию и нетрадиционные технологии.  Данная тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни детей
. Только работа по развитию речи должна базироваться на комплексном подходе – сочетании музыки и физической культуры, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, конструирования, театрализации. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. От степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи, они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику.

План работы на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Формы работы с детьми, с педагогами, с родителями

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме. Оформление картотеки артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Октябрь - май

Кружок с детьми младшего возраста на тему: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Организация подвижных игр (ежедневно); проведение динамических пауз во время занятий, пальчиковая гимнастика, проведение оздоровительной работы (ежедневно).

Октябрь

Организация краткосрочного проекта «Осень, осень, в гости просим» (конкурс поделок осенних дарований). Анкетирование родителей: «Развитие речи детей 3-4 лет». Родительское собрание на тему: «Итоги диагностики. Кризис 3-х лет». Внедрить в работу с детьми массаж кистей;

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Буклет для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь». Папка – передвижка: «Сказка и образ в жизни ребенка». Развлечение с родителями: «Посидим рядком да поговорим ладком».

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»; папка – передвижка «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. Проведение праздника к новому году.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности (нетрадиционным способом). Пазлы, мозаика, введение работы со счётными палочками. Создание игр-драматизаций с элементами пальчиковых игр.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Организация краткосрочного проекта «Театрализация» (с включением родителей). Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Пальчиковый театр.  Конструирование из бумаги в технике оригами. Сбор и обработка данных. Оформление индивидуальных карт развития.

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. Мониторинг. Обобщение результатов работы по теме на педсовете.   Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - результаты мониторинга. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. 

Практические выходы:

  1. Открытый просмотр непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Дикие и домашние животные»;
  2. Совместный показ с родителями различных театрализованных спектаклей;
  3. Выступление на педагогическом совете по своей теме самообразования.

В связи с плохой эпидемиологической обстановкой в стране (закрытие ДОУ) не удалось провести диагностику и работу в полном объеме.

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ

(2 младшая группа)

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества,  пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Работая во второй младшей группе, я пришла к выводу, что успешнее всего развивать речь детей через использование устного народного творчества. Именно, использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения не только улучшает речь ребенка, но и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.

Для работы над данной темой мною были поставлены цель, задачи, методы и приемы.

  1. Открытый просмотр интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с использованием рисования на тему: «Дикие и домашние животные»

2. Организация  развивающей предметно-пространственной среды:

- Составлены картотеки на основе детского фольклора:  «Подвижные народные игры», «Потешки в режимные моменты», «Пальчиковые игры для детей младшего возраста».

- Пополнен «Книжный уголок»: книжки-малышки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, песенкам.

 - Изготовлены театры на фланелеграфе«Три медведя», «Репка»«Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр «Колобок». 

 - В группе пополняется «Уголок ряженья».

Работа над темой дала следующие результаты: 

- дети знакомились с устным народным творчеством, изобразительным искусством России;

- речь детей развивалась: более обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество связной речи.

- развивался познавательный интерес, творческие способности, двигательная активность, мелкая моторика рук дошкольников;

Вывод: Использование устного народного творчества в образовательно-воспитательной деятельности развивает детей младшего возраста: познавательный интерес, мышление, воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает к народной культуре. С помощью малых форм фольклора (потешки, считалки, заклички, пестушки и др.) можно решать практически все задачи методики развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

План самообразования «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей  с помощью произведений русского фольклора, развить творческие...