Мастер-класс
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Абдурахманова Марина Гапуровна

«Педагогическая мастерская: Живая сказка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_skazka._zayavka._docx.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Педагогическая мастерская: Живая сказка»

1. ФИО автора:

- Абдурахманова Марина Гапуровна

2. Название мастер-класса: Педагогическая мастерская «Живая сказка».

3. Цель мастер-класса:  представление опыта работы педагогов дошкольной образовательной организации с использованием современной технологии «Педагогическая мастерская» для работы с детьми 5-7 лет в области «Речевое развитие».

4. Необходимое время: 30 минут.

5. Количество участников: 50 человек.

6. Ключевые слова: педагогическая мастерская, развитие речи, сказка.

7. Краткая аннотация:

Целью педагогической мастерской «Живая сказка» является развитие связной речи дошкольников. При использовании технологии «Педагогическая мастерская» решается сразу несколько задач, чрезвычайно важных при работе с детьми возраста 5-7 лет:

- создание максимально доброжелательной атмосферы на занятии и как следствие – снятие зажимов  и стрессов, которые мешают речевому развитию детей.

- активизация мышления, воображения, памяти, внимания через личную мотивацию и целеполагание каждого ребенка.

- развитие коммуникативных навыков как средства достижения своей цели.

- развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия предметов.

Сказка наиболее понятный и любимый детьми вид речевой деятельности. Большинство детей этого возраста могут легко пересказать любимую сказку, но далеко не все могут сочинить свою собственную. В конце этой педагогической мастерской каждый ребенок не только придумает свою сказку, но и  покажет целый спектакль.

8. Теоретическая часть (тезисное изложение теоретических основ мастер-класса): Технология «Педагогическая мастерская» базируется на принципах свободного воспитания и творческого саморазвития личности  (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори). Благодаря этой технологии реализуется деятельностный подход в обучении ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования ( Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии педагогических мастерских созданы педагогами французской группы «Новое воспитание» ( А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

В педагогической мастерской возникают удивительные интеллектуально-энергетические потоки, втягивающие каждого ее участника в творческое созидание, которое способствует духовно-нравственному развитию в процессе познания нового и самого себя.

Мастер выстраивает познавательный процесс как некое действо, развивающееся в результате преодоления ряда теоретических или практических противоречий. Мастер предоставляет возможность самостоятельного открытия знаний, возможность прожить сам процесс открытия. Здесь это создание собственной сказки, умение договориться с другими детьми и не потерять линию своего персонажа, создать вместе с другими общую сказку, где найдется место каждому герою.

Целевым эмоциональным и интеллектуальным состоянием участника мастерской является разрыв: внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.

 Содержание мастерской интегративно, включает в себя области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Работа в мастерской не оценивается! Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими. Проявлению самооценки способствует этап рефлексии. Мастер избегает также похвалы и порицания даже в самых простых формах («Молодец!»).

Процесс проживания мастерской самоценен. Это существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, т.е. носителя деятельности. Пребывание «в», а не присутствие «на». Проживанию способствуют внутренняя мотивация и личностное целеполагание. Неосознанному включению способствует индукция.

Принципы работы мастера:

1. Формулировать задание (а не задавать вопросы).

2. Организовывать диалоговое взаимодействие детей (а не фронтальную работу).

3. Высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности ( а не навязывать свою точку зрения, не подчинять мнение детей своему пониманию).

4. Создавать условия для обнаружения ошибок ( а не исправлять их).

5. Развивать принятие и понимание друг друга, толерантность, снисходительность ( а не бранить, не поощрять, не подводить итог).

6. Быть импровизатором, гибко реагировать на нюансы разворачивания мастерской, приглашаю детей к самостоятельному поиску и творчеству ( а не подавлять, не «рулить»).

7. Заботится о рефлексивной способности дошкольников как необходимом условии самосовершенствования ( а не постоянно оценивать любую деятельность дошкольников).

9. Подробный план работы (с указанием демонстрируемых методов и приемов):

Ход педагогической мастерской

Индуктор:

Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный мешочек. Я прошу каждого подойти и достать из него что-то на ощупь.

(Дети достают небольшие игрушки – это герои их будущих сказок.)

Самоконструкция:

Ребята, посмотрите внимательно на того, кого вы достали из волшебного мешочка, познакомьтесь - это герой вашей сказки. Придумайте ему имя.

(Педагог спрашивает у каждого  ребенка, как зовут его героя, дети отвечают.)

Социоконструкция:

Ребята, я прошу вас объединиться в группы по 3-4 человека, и сесть за столы.

(Рассаживаются.)

Представьте, что вы писатели, только вместо чистого листа,  перед вами лежит поднос – это сцена для ваших героев.  На ней через 15 минут вам нужно будет сыграть сказку, в которой обязательно должны участвовать все ваши герои. Сказка может начинать словами «Жили-были» или «Давным –давно». Вы можете использовать материалы, которые лежат перед вами на столе.

(Звучит фоновая музыка, дети мастерят декорации и придумывают сказку.)

Социализация:

Ребята, покажите свои работы. Как называются ваши сказки?

(Дети разыгрывают сказки,  рассказывают истории.)

Рефлексия:

А сейчас я попрошу вас встать в круг. Я хочу чтобы вы придумали  и сказали одно слово, которое бы вы подарили сегодня всем здесь присутствующим, оно может быть реальным, а может быть выдуманным. Но одно условие - слова не должны повторяться! У меня есть вот такое мягкое сердечко, у кого оно в руках, тот и говорит.  

10. Ожидаемые результаты мастер-класса:

- Полноценное проживание всех этапов мастерской каждым участником.

- Понимание принципов построения мастерской, возможность самостоятельного использования технологии в дальнейшей работе.

- Понимание значимости этой технологии для работы над развитием речи у дошкольников.

11. Условия, необходимые для проведения мастер-класса (характеристики помещения, техническое обеспечение, необходимый раздаточный материал)

Требования к помещению: лекционное помещение с партами и стульями.

Технические требования: возможность включить музыку.

Материалы для работы:

Игрушки небольшого размера, подносы, цветной песок, крупы разных видов, пластилин, природные материалы (сухие листья, веточки, шишки, желуди, камушки, ракушки), небольшие кусочки ткани разных цветов, нитки, цветная бумага, картон, ножницы.

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...