Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого). Расширить представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому.

Развивающие: развивать речь, внимание, память, активизация и обогащение словаря.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение уступать друг другу.

Методы и приёмы: выразительное чтение, прослушивание, поощрение, указание, показ, рассказ, объяснения, рассматривание, вопросы, беседа.

Обогащение словаря: зуек, чомга.

Активизация: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка.

Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки и другие изображения птиц: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка, чомга.

Ход:

Вводная часть

1. Знакомство с творчеством Виталия Бианки.

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня вас познакомить с рассказами и сказками замечательного писателя Виталия Бианки.

(Рассматривание портрета писателя)

Мы с вами уже много читали рассказов В. Бианки, например: рассказы про лес, животных. В первое свое лесное путешествие В. Бианки, отправился, когда ему было лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.

Основная часть

2. Чтение рассказа «Лесные домишки»

Воспитатель: сегодня я вам предлагаю послушать рассказ, который называется: «Лесные домишки»

3. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю ответить на вопросы.

- Кто был главным героем этой истории (ответ детей) -ласточка –береговушка.

-Как получилось, что Береговушка потеряла свой дом? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей)

-Кого первым встретила Береговушка? (маленькую желтую птичку с черным галстуком на шее по имени Зуек.)

-Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа)

-Какой дом был у Зуйка и смогла ли Береговушка в нем переночевать?

-Понравился ли Береговушке дом голубя? Расскажите, каким он был?

-У каких птиц побывала в гостях ласточка? Расскажите об их домиках.

(У Иволги дом свит из стебельков, волосков, шерстинок, да березовой кожурки: висит на ветке да качается. У Пеночки – шалашик из сухой травы, свитый прямо на земле. У Чемги – плавучий островок из сухого тростника.

- Почему Пеночке было неуютно в этих гнездышках?

-А какие дома у ласточек? (как дырки на крутом берегу реки, похожие на норки.)

-Что интересного мы узнали из этого рассказа? (У каждой птицы- свой дом, не похожий на другие.)

4. Рассматривание картинок с изображением разных гнезд птиц.

(рассматривание картинок)

-Как вы думаете, почему ласточке-береговушке больше всего нравился собственный домик? (Потому, что там была ее мама, там была ее теплая постелька из травинок и перьев.)

5. Знакомство с пословицами о доме.

Воспитатель: Каждый человек больше всего на свете любит свой родной дом, место, где он родился, где он живет.

Я вам предлагаю послушать пословицы о родном доме, например: «Хорошо в гостях, а дома лучше»«Где кто родился, там и пригодился». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.

Оценка:

-Как вы думаете, почему у птиц такие разные дома, от чего это зависит? (Каждая птица вьет свое гнездо там, где живет: в траве, на ветвях деревьев, на воде и т. д. Да еще старается сделать его незаметным для чужих глаз)

Рефлексия

Воспитатель дает объективную оценку деятельности детей на занятии, как вариант просит оценить товарищей, себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_domishki_liza_avgust.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.

Задачи: 

Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого). Расширить представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому.

Развивающие: развивать речь, внимание, память, активизация и обогащение словаря.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение уступать друг другу.

Методы и приёмы: выразительное чтение, прослушивание, поощрение, указание, показ, рассказ, объяснения, рассматривание, вопросы, беседа.

Обогащение словаря: зуек, чомга.

Активизация: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка.

Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки и другие изображения птиц: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка, чомга.

Ход:

Вводная часть

1. Знакомство с творчеством Виталия Бианки.

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня вас познакомить с рассказами и сказками замечательного писателя Виталия Бианки.

(Рассматривание портрета писателя)

Мы с вами уже много читали рассказов В. Бианки, например: рассказы про лес, животных. В первое свое лесное путешествие В. Бианки, отправился, когда ему было лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.

Основная часть

2. Чтение рассказа «Лесные домишки»

Воспитатель: сегодня я вам предлагаю послушать рассказ, который называется: «Лесные домишки»

3. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю ответить на вопросы.

- Кто был главным героем этой истории (ответ детей) -ласточка –береговушка.

-Как получилось, что Береговушка потеряла свой дом? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей)

-Кого первым встретила Береговушка? (маленькую желтую птичку с черным галстуком на шее по имени Зуек.)

-Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа)

-Какой дом был у Зуйка и смогла ли Береговушка в нем переночевать?

-Понравился ли Береговушке дом голубя? Расскажите, каким он был?

-У каких птиц побывала в гостях ласточка? Расскажите об их домиках.

(У Иволги дом свит из стебельков, волосков, шерстинок, да березовой кожурки: висит на ветке да качается. У Пеночки – шалашик из сухой травы, свитый прямо на земле. У Чемги – плавучий островок из сухого тростника.

- Почему Пеночке было неуютно в этих гнездышках?

-А какие дома у ласточек? (как дырки на крутом берегу реки, похожие на норки.)

-Что интересного мы узнали из этого рассказа? (У каждой птицы- свой дом, не похожий на другие.)

4. Рассматривание картинок с изображением разных гнезд птиц.

(рассматривание картинок)

-Как вы думаете, почему ласточке-береговушке больше всего нравился собственный домик? (Потому, что там была ее мама, там была ее теплая постелька из травинок и перьев.)

5. Знакомство с пословицами о доме.

Воспитатель: Каждый человек больше всего на свете любит свой родной дом, место, где он родился, где он живет.

Я вам предлагаю послушать пословицы о родном доме, например: «Хорошо в гостях, а дома лучше»«Где кто родился, там и пригодился». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.

Оценка:

-Как вы думаете, почему у птиц такие разные дома, от чего это зависит? (Каждая птица вьет свое гнездо там, где живет: в траве, на ветвях деревьев, на воде и т. д. Да еще старается сделать его незаметным для чужих глаз)

Рефлексия

Воспитатель дает объективную оценку деятельности детей на занятии, как вариант просит оценить товарищей, себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (ознакомление с художественной литературой) на тему: «Путешествие в сказку «Цветик – семицветик» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема НОД: «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интегра...

Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»

Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевое развитие (ознакомление с художественной литературой) Тема: Заучивание стихотворения "Лошадка" из серии "Игрушки" А. Барто.

Формировать представления о домашних животных. Учить детей запоминать небольшое по содержанию стихотворение; учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них, тем самым активизируя словарный...

Конспект занятия по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) для детей старшей и подготовительной подгрупп разновозрастной группы Тема: «Весёлые рассказы Н.Носова»

Организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (приобщение к художественной литературе) для детей старшей и подготовительнойподгрупп  разновозрастной группыТема: «Весёлые р...