Использование произведений К.И.Чуковского в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Соловьева Марина Александровна

Данная статья показывает актуальность использования произведений К.И. Чуковского в работе по развитию речи детей дошкольного возраста, раскрывает содержание работы по теме в различных формах во всех областях образовательной деятельности, а также в совместной работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proizvedeniy_k.i.chukovskogo.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ – ОСНОВНОЙ КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.И.ЧУКОВСКОГО

В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Соловьева Марина Александровна, воспитатель высшей категории ГБДОУ детского сада № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга

Как известно, произведения К.И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, развивают мышление, воображение и память ребенка, обобщают его эмоции, формируют чувство юмора, дают прекрасные образцы русского литературного языка.  Однако, зачастую, они мало и несистематично используются в работе с детьми. Предлагаю внимательнее отнестись к наследию детского поэта. Стихи Чуковского динамичны, ярки, выразительны, привлекают детское внимание, легко и надолго запоминаются. Дети с удовольствием декламируют любимые стихи, что способствует их речевому развитию.

В помощь  процессу освоения родного языка, с детьми проводится систематическая и целенаправленная работа по развитию речи посредством ознакомления с произведениями К.И. Чуковского. Это позволяет решить многие задачи: помочь детям понять и почувствовать глубокое идейное содержание и художественные достоинства стихов; обучить различению жанров литературных произведений и их специфических особенностей; проводить заучивание стихов и выразительное интонационное их чтение; побудить детей к обсуждению идей, содержания и выразительных средств языка; способствовать осознанию детьми переносных значений слов и словосочетаний; возбудить интерес к слову, словообразованию и словотворчеству; воспитывать интерес к звучащему слову, развивать фонематический слух, звуковую культуру речи; расширить и активизировать словарь, формировать правильный грамматический строй речи.

Работа по литературным произведениям К.И. Чуковского осуществляется в различных формах,  во всех областях образовательной деятельности, с широким использованием технологий образовательного процесса и в частности,  при организации культурных практик.

При проведении НОД: знакомство с писателем, чтение и обсуждение сказок, обсуждение и разучивание стихов наизусть, рассматривание иллюстраций, просмотр и обсуждение мультфильмов, решение кроссвордов на данную тему, в продуктивной деятельности, при изготовлении поделок и предметов для игры, оформлении выставок, проведении игр, викторин, развлечений, в инсценировках и драматизациях, спектаклях, при закреплении представлений ОБЖ, в проектной деятельности.

        Стихи Чуковского широко используются в образовательной деятельности при проведении всех режимных моментов: в ситуативных разговорах с детьми («У меня зазвонил телефон…», «Солнце по небу гуляло…»), при создании речевой развивающей среды (библиотека, книги с загадками, иллюстрациями и пр.), в диалогах с детьми («И на них от радости вырастают розы…»), при умывании («Да здравствует мыло душистое…»), одевании («И сейчас же брюки…»), выполнении гимнастических упражнений («Рады, рады, рады…», «Ох, нелегкая это работа…»),  в подвижных играх («Бегите по дорожке…»), используют в считалках  («Одеяло убежало…») и т.д. Дети с удовольствием вспоминают стихи Чуковского и самостоятельно их декламируют, организуют игры, рассматривают книги, рисуют и лепят на темы сказок.

Сложной, но необычайно интересной и перспективной, является работа с родителями в этом направлении. Опыт показывает, что организуя совместную с родителями  работу по произведениям К. И. Чуковского, мы: способствуем развитию речи их детей; увлекаем родителей и детей процессом чтения и общения с книгой; вовлекаем родителей в проблемное поле их детей; оказываем практическую помощь в воспитании детей; содействуем сохранению и упрочению семьи, сплочению родителей и детей, развитию их общих духовных интересов. Книги К. И. Чуковского учат гуманизму, вере в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества. Эти и другие книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, прививают вкус к слову и культуре речи, будят любознательность, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие и помогают в воспитании литературного вкуса.

Как показывает практика, родители, видя заинтересованность детей, с большим интересом участвуют при осуществлении проектной деятельности, в создании выставок и альбомов детских работ, помогают готовить костюмы к спектаклям по сказкам Чуковского.  Дома с детьми закрепляют знание стихов, больше читают детям, внимательнее следят за речью детей и в случае необходимости, что очень важно, в тактичной форме исправляют замеченные ошибки.

Основной проблемой, затрудняющей работу, являются пробелы в речевом развитии детей из-за их состояния здоровья (частые простудные заболевания, хронические заболевания, травмы, снижение остроты зрения, слуха), нервно-психического (гиперактивность, раздражительность, трудности контактов) и функционального развития (задержка в речевом и моторном развитии).  К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все больше. Эти дети нуждаются в помощи специалистов медиков и психолога. В решении речевых проблем, таких как: трудности артикуляции, нарушение звукопроизношения и др., часто требуется специализированная помощь логопеда.

        В результате проводимой работы отмечается развитие речи детей, возросший интерес к книге и любовь к поэзии, тяга к ритмически организованному складу речи, к словотворчеству, умение видеть и чувствовать смешное и необычное, позитивное отношение к миру.

Одной из важных и трудоемких перспектив работы по данной теме я вижу организацию детского театра на базе учреждения.

Таким образом, работа, направленная на целенаправленное общение дошкольника с книгами К. И. Чуковского, доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирует работу ума и души, всесторонне развивает речь ребенка и способствует развитию его личности.        

Можно порекомендовать детям следующие книги, оптимальные для дошкольного возраста: Чуковский К.И. Сказки (сборник), Леда, Алфея, 2017; Корней Чуковский. Сказки (сборник), АСТ, Малыш, 2016; Сказки (сборник), Проф-Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

«Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

laquo;Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс...

Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста...