Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы «Кто живет на лугу...» с использованием ТИО
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скотникова Татьяна Викторовна

Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. Внедрение в образовательный процесс технологий интерактивного общения направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты. Суть  технологий интерактивного состоит в том, что практически все дети оказываются  вовлеченными в процесс познания, общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_ikt.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Скотникова Татьяна Викторовна,

воспитатель  ГБДОУ д/с № 44

 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы

«Кто живет на лугу…» с использованием ТИО

Цель: продолжать развивать речь как средство общения

Задачи:

Познавательное развитие:

- Совершенствовать знания детей о насекомых

-Развивать внимание, память, мышление

Речевое развитие:

- Активизировать словарь детей за счет слов: обозначающих названия насекомых (муравей, бабочка, стрекоза, майский жук, кузнечик, оса, муха, пчела и др. в единственном и множественном числе); глаголов (порхает, летает, ползает, жалит, добывает, опыляет и др.)

-формировать умение согласовывать местоимения и существительные в роде и числе (мой кузнечик, мои муравьи, моя бабочка, мои стрекозы и др.)

-Продолжать развивать речь, как средство общения

-Развивать диалогическую речь

-Развивать речь-доказательство

-Развивать фонетический слух, подбирая рифмы к словам

-Отрабатывать интонационную выразительность речи, рассказывая стихотворение Л.Куклина «Луговая страна», используя мнемотаблицу

-Уточнить знание литературных произведений  «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Айболит»  К.Чуковского.

-Упражнять в правильном употреблении предлогов в предложении

-Знакомить детей с образованием сложных слов

Социально-коммуникативное развитие:

-Формировать коммуникативные качества

- Формировать умение выполнять задание в команде, согласовывая свои действия

Физическое развитие:

-Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом физкультминутки 

-Побуждать детей выполнять гимнастику для глаз

-Познакомить детей с дыхательным упражнением «Вода кипит»

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать эстетическое восприятие мира

Предварительная работа:

  1. Знакомство с насекомыми: рассматривание, чтение энциклопедий, отгадывание загадок о насекомых.
  2. Чтение  художественной литературы о насекомых В.Бианки «Приключения муравьишки», «Паучок - пилот»  К.Чуковского «Муха – цокотуха», «Айболит», «Тараканище»
  3. Заучивание стихотворения Л. Куклина «Луговая страна» с использованием мнемотаблицы

Материал:

  1. Медальоны с изображением насекомых: «один кузнечик», «одна бабочка», «одна божья коровка», «один жук», «два муравья», «две пчелы». «пять стрекоз», «пять комаров» и др.
  2. Микрофон
  3. Три обруча разных цветов, набор картинок к игре «Разложи правильно»
  4. Презентация «Составь предложение», ноутбук, проектор, экран
  5. Цветок с пчелкой для игры «На цветке сидит пчела…»
  6. Карточки для игры «Подбери рифму»
  7. Колокольчик
  8. Карточки в конвертах для игры «Черный ящик»
  9. Мнемотаблица к стихотворению Л. Куклина «Луговая страна»
  10. Конверт с заданиями из Центра управления полетом
  11. Бутылочки с водой и коктейльные трубочки
  12. Изображения цветов: колокольчик, ромашка, одуванчик, василек

Технологии:

  • «Броуновское движение»
  • «Интервью»
  • «Карусель»
  • «Работа в малых группах»
  • Мнемотехника
  • Здоровьесберегающие: гимнастика для глаз, физкультминутка, дыхательная гимнастика
  • ИКТ

Ход:

I часть:

- Девочки и мальчики, вы помните, когда мы отмечаем День космонавтики?

-Кто такие космонавты?

-Что делают космонавты в космических командировках?

-Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие на одну загадочную планету?

-На чем мы можем полететь?

-Я предлагаю вам отправиться в полет на стулолёте. Согласны?

-Всех, кто согласен, приглашаю занять места на борту нашего стулолета.

Стулья по количеству детей и воспитателя стоят по кругу

-Всем удобно? Никто не боится?

-Каким должен быть космонавт?

-Возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Пять, четыре, три, два, один – на планету мы летим!»

-Идем на посадку.

-Вот мы и прилетели на загадочную планету.

- В центре управления полетом мне передали задания, которые нам нужно выполнить. Первое задание: выяснить, как называется страна, на территории которой мы совершили посадку?

-Мы говорили, что космонавты должны быть смелыми, сильными, здоровыми…и внимательными, а вот насколько вы внимательны, мы сейчас проверим: я знаю, что на этой планете, как и на Земле много стран. Как называется эта страна, вы узнаете, когда найдете подсказки-медальки. Кто медальку найдет, может надеть ее на шею, и вернуться на борт нашего стулолета на совещание, на котором, мы постараемся выяснить, как называется эта страна.

Технология «Броуновское движение». Дети находят медальоны, садятся на стульчики в кружок.

I I часть:

 - Посмотрите внимательно на свои  медальки и скажите, кто у вас нарисован.

(Дети называют нарисованных насекомых либо в единственном, либо во множественном числе)

- Как одним словом можно назвать тех, кто нарисован на медальках? (Насекомые)

-А где живут насекомые? (На лугу)

-Правильно. Сегодня мы прилетели на Загадочную планету, в Луговую страну.

-Уважаемые космонавты, давайте рассмотрим, каких насекомых вы нашли?

Игра «Жадина» Технология «Интервью»

Воспитатель берет в руки микрофон и начинает игру:

-Чьи два муравья?

Ребенок, у которого картинка с муравьями отвечает:

-Мои два муравья.

Воспитатель передает микрофон этому ребенку, и теперь он задает вопрос другому ребенку и т.д. Последний ребенок задает вопрос воспитателю, который тоже надевает себе медальон с картинкой.

Во время игры воспитатель следит за правильным согласованием слов, в случае ошибки предлагает других детей помочь сказать правильно. Следит за правильным звукопроизношением.

-Молодцы! Снимайте медальки, повесьте их на свои кресла (стульчики),  чтобы они нам не мешали проводить дальнейшее исследование этой луговой страны, а потом, вы сможете их забрать себе на память.

-Космонавты-исследователи, как вы думаете, если в луговой стране живут насекомые. Кто еще из летающих животных может здесь жить? (Птицы)

-Конечно, а вот и следующее задание из центра управления полетом.

 - Для его выполнения нам нужно покинуть на время борт нашего стулолета.

-Проходите  на лужок, устраивайтесь поудобнее вокруг обручей, возьмите по одной картинке и послушайте задание:

В желтый обруч положите насекомых, в красный – птиц, в зеленый – все то, что зеленого цвета.

 «Разложи правильно» Технология «Работа в малой группе»

Дети раскладывают картинки и объясняют, почему так разложили. Исправляют ошибки.

- Молодцы! Справились с заданием! Готовы к выполнению следующего?

-Проходите к экрану, присаживайтесь на стульчики. Сейчас мы проверим, умеете ли вы расшифровывать загадочные письма?

Игра  «Составь предложение».

Дети по очереди составляют предложения по схеме. Остальные внимательно слушают и, если будет нужно, помогают.

Воспитатель берет бабочку на палочке и говорит:

-Бабочка - красавица прилетела к нам,

Бабочка – красавица, отдых дай глазам!

-У космонавтов должно быть зоркое зрение. Потренируем наши глазки?

Гимнастика для глаз. Здоровьесберегающая технология

-Представьте себе, что ваши веки – это крылышки бабочки. Поморгайте глазками.

-А теперь наши «глазки-бабочки» будут «перелетать» с цветка на цветок: сели на одуванчик, перелетели на василек, перелетели на ромашку, а теперь – на колокольчик…(цветы наклеены на стене в форме квадрата)

-Поморгайте веками - крылышками.

-Отдохнули глазки?

-Как вы думаете, про какое насекомое говорят: назойливая, надоедливая? (про муху)

-Предлагаю немного отдохнуть и подвигаться, ведь космонавты должны быть физически сильными.

Физкультминутка «Муха в баню прилетала…» Здоровьесберегающая технология

Муха в баню прилетала (дети бегут по кругу и машут руками),

Там попариться мечтала (присесть, изобразить удары веником по телу),

Муравей дрова рубил,

Мухе баньку затопил (наклон вперед, изобразить рубку дров)

А мохнатая пчела,

Ей мочалку принесла (руки вперед, круговые движения ладонями).

Терла муха спинку, брюшко…(изобразить)

Белой сделалася мушка! (развести руки в стороны)

-Садитесь в кружок. Космонавты должна много знать, у них должна быть хорошо развита речь, ведь им приходится часто писать отчеты о проделанной работе.

-Подумайте,  про какое насекомое говорят: трудолюбивая? (про пчелу)

-Предлагаю поиграть,

что умеет пчелка,

каждому сказать!

-Говорить может только тот, у кого в руках цветок.

Игра «На цветке сидит пчела…» Технология «Хоровод»

-Кого из зверей называют «поедатель мёда»? (медведя)

-Кто любит мёд, кроме медведей? (люди)

-Да, мед любят и медведи, и люди. Люди специально разводят пчёл.

-Кто помнит, как называется профессия человека, который разводит пчёл? (пчеловод) 

-Космонавтам порой долго приходится находиться на космической станции, вдали от дома. В свободную минуту они любят поиграть в игру «Рифмочки», хотите тоже в нее поиграть? (Да)

-В центре управления полетом мне передали картинки для этой игры

-Нам нужно поделиться на две команды: «Пчелки» и «Цветки»

«Цветки» садятся за столы, а «Пчелки» будут перелетать с цветка на цветок, пока не подберут рифму к своему слову. Перелетать можно будет по сигналу колокольчика.

-Раз, два, три – места займи!

 Игра «Рифмочки» Технология «Карусель»

Когда дети пройдут «круг», воспитатель говорит:

-Раз, два, три – пару найди!

Дети встают или садятся парами.

-Назовите свои рифмы.

Дети называют рифмы.

-Команды поменяйтесь местами, поиграем еще раз (с другими словами)

-В каких литературных жанрах используют рифмы? (В стихах)

-Космонавты - начитанные люди, и мы  с вами тоже любим читать.

-Вспомните и расскажите с помощью мнемотаблицы стихотворение Льва Куклина «Луговая страна»

Дети рассказывают стихотворение. Технология «Мнемотехника»

- О насекомых написаны не только стихи, но и сказки, и рассказы. Вот сейчас мы с вами и вспомним, героями каких произведений были насекомые. Разделитесь на группы. Возьмите по одному конверту, рассмотрите картинки и вспомните, из каких они произведений.

Игра «Черный ящик» Технология «Работа в малых группах»

- Кто автор этих произведений? (К.Чуковский)

-Что купила муха на базаре?  (самовар)

-Для чего он нужен?

- Хотите увидеть, что происходит с водой, когда она кипит?

-Возьмите бутылочки с водой, опустите в воду трубочки….и сильно подуйте в трубочку. Дыхательное упражнение. Здоровьесберегающая технология.

-Что вы видите в бутылочке?  (пузырьки)

-Вот такие же пузырьки можно видеть в кипящей воде.

-Ну, вот дорогие космонавты, все задания ЦУП мы выполнили. Пора возвращаться на Землю, проходите на борт нашего «стулолета». Занимайте свои места. Возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Пять, четыре, три, два, один – быстро мы домой летим!»

-Посмотрите в иллюминаторы, кажется, Земля видна.

-Вот мы и вернулись в свою родную группу.

III часть:

Рефлексия:

-Понравилось  ли вам сегодняшнее путешествие? Что понравилось больше всего? Было ли вам сложно? Что было сложнее всего?

-Я вам должна открыть маленькую тайну…

Раздается звонок по телефону.

-Извините, ребята. Наверное, что-то важное…

Воспитатель берет  телефон и говорит:

-Да, здравствуйте! …Ой, правда? Спасибо большое! Кладет трубку.

-Я вам должна открыть маленькую тайну: за нашим космическим путешествием постоянно наблюдали из центра управления полетом. Они высоко оценили нашу исследовательскую работу и сказали, что пока мы были на Загадочной планете нам в группу с космическим челноком передали сюрприз от жителей Луговой страны. Сюрприз находится…там, где больше всего…тех, кому летом целый день собирать нектар не лень!

Дети находят Подарок от жителей Луговой страны.

Приложение 1.

Задание из центра управления полетом:

1.Выяснить название страны, на территории которой совершил посадку экипаж («Броуновское движение», «Интервью»)

2.Разделить предложенных животных на группы: в желтый обруч положите насекомых, в красный – птиц, в зеленый – все то, что зеленого цвета («Работа в группе»)

3.Расшифровать загадочные письма (икт)

4.Рассказать, что умеет пчела? («Хоровод»)

5.Подобрать рифмы к названиям насекомых («Карусель»)

6.Вспомнить и рассказать стихотворение Л.Куклина «Луговая страна» («Мнемотехника»)

7. Вспомнить произведения К.Чуковского, героями которых были насекомые («Работа в малых группах»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: " Зимующие птицы"

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .  ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ  РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ И ОДНОВРЕМЕННО Р...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшей группы на тему "Домашние животные".

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшей группы на тему "Домашние животные"....

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"

Цель: развивать связную речь,  учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку....

Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Приключение Маши в осеннем лесу"

В этом занятии дети помогают Маше, которая должна выполнить задания медведя.Дети в игровой форме совершенствуют грамматический строй речи....