"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников"
статья по развитию речи

Канайкина Татьяна Анатольевна

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников

 Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной речи легче высказывать свои мысли, возможности ребенка шире, общение со сверстниками и взрослыми содержательнее и полноценнее, психическое развитие проходит активнее.

Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». В своей книге «Ребенок учится говорить» обосновывает важность развития мелкой моторики рук для формирования речи ребенка.

Путем наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, даже если общая моторика при этом в пределах нормы и даже выше.  В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул формирования речи детей».

По мнению М. М. Кольцовой, «систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Работа по развитию мелкой моторики и, следовательно, развитию речи проходит в следующих направлениях:

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
  • Нахождение заданных предметов,
  • Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
  • Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
  • Применение аппликаторов Н.Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности. При работе с детьми от 2 до 3 лет рекомендовано использовать игры на развитие хватания, соотносящих движений, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, кистей рук, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.

В работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться ряда правил:

- упражнения необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

- работу проводить регулярно, систематически;

- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

- работу по развитию моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, главное - начиная с раннего возраста ребенка, с первых дней посещения детского сада.

Педагогам необходимо стимулировать собственную речь ребенка. Для достижения этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось как можно больше разнообразных движений пальцами.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом следует следить за тем, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагается ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Также в коррекционной работе используются упражнения-игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности выступают физкультминутки, которые можно проводить в сочетании движений с речью детей. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка к дальнейшему обучению, позволяет тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательности), готовит руку к рисованию и письму.Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Такими, как различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда - плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников

 Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной речи легче высказывать свои мысли, возможности ребенка шире, общение со сверстниками и взрослыми содержательнее и полноценнее, психическое развитие проходит активнее.

Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». В своей книге «Ребенок учится говорить» обосновывает важность развития мелкой моторики рук для формирования речи ребенка.

Путем наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, даже если общая моторика при этом в пределах нормы и даже выше.  В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул формирования речи детей».

По мнению М. М. Кольцовой, «систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Работа по развитию мелкой моторики и, следовательно, развитию речи проходит в следующих направлениях:

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
  • Нахождение заданных предметов,
  • Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
  • Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
  • Применение аппликаторов Н.Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности. При работе с детьми от 2 до 3 лет рекомендовано использовать игры на развитие хватания, соотносящих движений, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, кистей рук, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.

В работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться ряда правил:

- упражнения необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

- работу проводить регулярно, систематически;

- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

- работу по развитию моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, главное - начиная с раннего возраста ребенка, с первых дней посещения детского сада.

Педагогам необходимо стимулировать собственную речь ребенка. Для достижения этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось как можно больше разнообразных движений пальцами.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом следует следить за тем, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагается ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Также в коррекционной работе используются упражнения-игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности выступают физкультминутки, которые можно проводить в сочетании движений с речью детей. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка к дальнейшему обучению, позволяет тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательности), готовит руку к рисованию и письму.Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Такими, как различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда - плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелко...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...

Развитие мелкой моторики рук , как средство развития речи дошкольников

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка по работе с родителями) «Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кон...