Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Перелётные птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе  по развитию речи «Перелётные птицы».

Образовательная область: развитие речи

Вид занятия: интегрированное (речевое, коммуникативное, познавательное, физическое развитие).

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальная

Цель: совершенствовать диалогическую форму речи детей.

Задачи:

Обучающие (образовательные):

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

- закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие», «клин», «вожак», «скученная стая»;

- способствовать развитию связной речи;

- закреплять умение в образовании однокоренных слов;

- закрепить умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и отвечать на вопросы полным предложением. 

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

- развивать речевую активность детей;

- развивать умение составлять рассказы по схеме с последовательно развивающимися действиями;

- расширить и активизировать словарь по теме.

Планируемый результат:

- закрепить умение вести диалог между ребенком и воспитателем;

- закрепить умение строить  сложные предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_r.rechi_pereletnye_ptitsy.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

по развитию речи

«Перелётные птицы».

Воспитатель:

Николаева Лариса Валентиновна

г. Самара

Образовательная область: развитие речи

Вид занятия: интегрированное (речевое, коммуникативное, познавательное, физическое развитие).

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальная

Цель: совершенствовать диалогическую форму речи детей.

Задачи:

Обучающие (образовательные): 

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

- закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие», «клин», «вожак», «скученная стая»;

- способствовать развитию связной речи;

- закреплять умение в образовании однокоренных слов;

- закрепить умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и отвечать на вопросы полным предложением.  

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

- развивать речевую активность детей;

- развивать умение составлять рассказы по схеме с последовательно развивающимися действиями;

- расширить и активизировать словарь по теме.

Планируемый результат:

- закрепить умение вести диалог между ребенком и воспитателем;

- закрепить умение строить  сложные предложения.

Подготовительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми о перелетных птицах, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Оборудование:  аудиозапись «Пение птиц», картины с изображением птиц, макеты деревьев,  конверты с разрезными картинками.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, как я сегодня проснулась утром. А проснулась я от пения птиц, которые пели на дереве, растущем под моим окном. Я хочу пригласить всех вас к волшебному дереву, только пойдем тихо, бесшумно, чтобы не вспугнуть тех, кто там поселился. Дети подходят к дереву, на нем находятся перелетные птицы.

- дети обращают внимание на воспитателя.

- слушание воспитателя,

0,5 мин.

Создание мотива для детской деятельности; Определение цели.

Выявление готовности детей к предстоящей работе

2.

Постановка и принятие детьми цели занятия

Звучит музыка (пение птиц). Воспитатель: Послушайте как красиво звучат голоса птиц. Как вы думаете, чему радуются птицы? Ответы детей (приходу весны).

Воспитатель: Дети, значит какое сейчас время года? Ответ детей (весна).

Воспитатель: Ребята, посмотрите. У меня есть вот такая птичка.

Давайте вместе встанем полукругом и будем передавать эту птицу (из дерева) друг другу и тот, у кого она в руках должен назвать один из признаков весны. Только отвечать будем полным предложением. Ответы детей (весной тает снег, весной появляются проталины, весной ярче светит солнце, весной дни становятся длиннее, а ночи короче, весной на улице становится теплее, весной на деревьях набухают почки, весной появляются первые весенние цветы, весной прилетают птицы. Воспитатель: Посмотрите на дерево, сколько разных птиц! Я сейчас буду вам загадывать загадки про птиц, а тот кто отгадает, покажет эту птичку на дереве. Загадки про птиц:

На шесте – дворец

Во дворе певец, а зовут его … Скворец.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад вперед по пашне вскачь

А зовется птица … Грач.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. Ласточка

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.   Цапля

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежнее?

Кто же это?  Соловей

Кто эта птица?

Никогда не строил для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. Кукушка.

Как одним словом можно назвать всех этих птиц?  (Перелетные). Почему эти птицы называются перелетными? Когда перелетные птицы улетают на юг? Почему перелетные птицы покидают родные края?

Каких еще перелетных птиц вы знаете?

- вовлекаются в деятельность.

- слушают воспитателя, - отвечают на вопросы полным предложением.

2,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.

Ребята, скажите, чем заняты птицы весной? Свои ответы проговариваем полным предложением. Дети: (Птицы весной строят гнезда, птицы весной откладывают яйца, птицы весной высиживают свое потомство (птенцов), птицы весной выкармливают птенцов, учат летать.

Воспитатель: Осенью птицы снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны. А как же птицы находят дорогу на юг и обратно в родные края? Дети: (В полете птицы ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли).

Воспитатель: Места гнездовий, зимовок и маршруты пути у большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

- ответы на поставленные вопросы.

10 мин

Беседа.

Игровые и занимательные

приемы,

упражнения.

Физкультурная пауза

- актуализация имеющихся знаний по данной теме;

- готовность детьми к принятию

новой информации.

4.

«Открытие» детьми новых знаний.

Воспитатель: В самом начале осени многие птицы собираются в стаи. Первыми на юг улетают насекомоядные птицы (ласточка, скворец, кукушка, жаворонок), а вторыми улетают водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди). Во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. Самый красивый и строгий порядок у журавлей. Они летят клином (углом). Птиц ведет вожак. Самая сильная, опытная птица в стае. Шеренгой, крылом к крылу летят цапли и гуси. Утки при дальних полетах выстраиваются в линию друг за другом. У скворцов, дроздов и других мелких птиц никакого порядка не заметно.  Так и летят скученной стаей. 

Физкультминутка «Птички».

Птички прыгают, летают (прыжки и машут руками)

Крошки птички собирают. (пальцами стучат по столу)

Перышки почистили, (наклоны головы влево и вправо)

Клювики почистили (вращают ладонью около лица)

И летают и поют, (машут руками)

Снова зернышки клюют (пальцами стучат по столу)

Дальше полетели, (машут руками)

Все на место сели. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково».

 Соловей – соловушка, журавль – журавушка, лебедь – лебедушка, скворец – скорушка, цапля – цапелька, утка – уточка, трясогузка – трясогузонька, жаворонок – жаворонушек.

Игра «У кого кто?».

Грач-грачонок-грачата,

Аист-аистенок-аистята,

Стриж-стриженок-стрижата,

Утка-утенок-утята,

Журавль-журавленок-журавлята,

Гусь-гусенок-гусята,

Кукушка-кукушонок-кукушата,

Лебедь-лебеденок-лебедята,

Скворец-скворчонок-скворчата.

- Дети выполняют движения согласно текста

1 мин

- готовность детьми к воспроизведению полученных знаний

5.

Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ «Прилетели грачи». Я вам прочту его два раза, затем мы побеседуем, далее вы будете его пересказывать близко к тексту. Слушаем внимательно.

 Рассказ «Прилетели грачи». Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили, что вы запомнили из рассказа и попробуем пересказать его.

Беседа по рассказу:

- Какие птицы прилетают весной первыми?

- Что сразу начинают делать грачи?

- Где они вьют гнезда?

- Где они выводят птенцов? (Ответы детей)

Далее пересказ рассказа детьми по схеме.

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

-ответы на поставленные вопросы.

10 мин

- применение детьми полученных знаний

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

О ком мы сегодня с вами говорили? «Что нового узнали?», «Какие новые слова узнали?».

 Мы узнали новые слова, такие как «насекомоядные», «водоплавающие», «вожак», «клин», «шеренга», «скученная стая». Что означают эти слова?

-ответы на поставленные вопросы

3 мин.

беседа,

обсуждение темы, систематизация полученных знаний.

систематизация полученных знаний.

7.

Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось больше всего? Что для вас было легко или наоборот сложно выполнить? Спасибо за занятие. Все дети молодцы! А за то что вы сегодня так хорошо, занимались я подарю вам чудесные раскраски с птичками.

- высказывания воспитанников

развивать умение оценивать свои действия и результат работы

Литература:

1. По программе «От рождения до школы» Подготовительная группа. Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному занятию развитие речи для детей второй младшей группы

Тема: «Фрукты» Цель: закрепление знаний о фруктах, цветах, геометрических фигурах. Задачи: Учить называть, узнавать и показывать фрукты Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелку...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование)  в подготовительной  группе на тему «Моя семья»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Коммуникация», развитие речи в подготовительной группе Тема: «В гости к Дуняше».

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция ОО: «Социализация»,  «Познание».Тема: «В гости к Дуняше».Форма: непосредственно-образовательная деятельность.Цель: развитие коммуникативных навы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе. " Там, на неведомых дорожках"

Коспект предназначен для детей 6-7 лет. Его можно использовать как итоговое по русским народным сказкам. Также можно использовать для развития мышления детей.( Лабиринт, кроссворд)...

Конспект обучающей образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: «Перелётные птицы»

Цель: продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах. Задачи: ·         Развивающие. Развитие памяти, внимания, наблюдательности, м...