Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
методическая разработка по развитию речи

Куртямова Марина Иосифовна

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный строй. Театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» 

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел    (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Выступление

на родительском собрании по первой годовой  задаче: совершенствовать формы и методы коррекционно-развивающей работы по формированию речи у дошкольников. Использование театрализованной деятельности как одной из форм развития речи у детей, на тему

«Формирование творческой личности ребенка

дошкольного возраста

средствами  театрализованной деятельности»

 

                                                                             

                                                                                         Подготовила:

педагог-психолог

                                                                                              Куртямова М.И.

с.Овгорт

 

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,                                                                                   способностей, наклонностей;   невозможно утверждение     самоуважения,  чуткого отношения личности                                                                                                  к моральному влиянию коллектива».
В.А.Сухомлинский

    Степень эмоциональной отзывчивости выражается в характере проявления эмоций. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния: радости, горя, гнева, страха, стыда, восхищения, презрения и т. д. Эмоции сопровождаются более или менее заметными внешними проявлениями.

Любой эмоциональной реакции присущи невербальные средства проявления. Это выразительные движения рук, жесты, мимика, пантомимика. Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроении. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной. Жесты – бывают условными, указывающими, подчёркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка.

  Отрицательные эмоции съёживают его фигуру, положительные – наоборот, распрямляют плечи, поднимают голову, делают движения свободными, раскованными и выразительными. Осанка формируется из положения головы и туловища. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, они возможно и сами не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

Обращено внимание на то, что детям трудно даются задания, целью которых было изображение образов животных или знакомых сказочных персонажей с помощью невербальных средств общения. При создании игрового образа дети пользовались примитивными характерными жестами, забывая о мимике и пантомимике. Даже когда дети старались изобразить тот или иной образ, движения их были скованными, угловатыми, однообразными. Поэтому  передо мной цель развивать у детей невербальные средства выражения эмоций. Работу над развитием невербальных средств выражения эмоций ведется в трёх направлениях: работа над жестами, работа над мимикой, работа над пантомимикой.

 Вся эта работа проводится в форме игр, этюдов и упражнений. Ведь этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства.

Непосредственно описание и методику использования этюдов на развитие эмоций, мимики и жестов  беру из методического пособия М. Чистяковой «Психогимнастика» и многих других книгах.                                            

Этюд «Изобрази жестом». Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.   Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и другие.

Этюд «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

Этюд «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

Этюд «В магазине зеркал». Ситуация. В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

Игры на развитие выразительной мимики имеют определённую цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

«Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна», «Встретили хорошего знакомого», «Испугались забияку», «Умеем лукавить (подмигивание),

Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»

Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем.

Предлагаю детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.

Загадки – пантомимы:

в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; отгадать профессию (по характерным движениям и позе); отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.); отгадать, какая на улице погода; определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)

Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

  Дети, овладев на должном уровне невербальными средствами, использовали эти умения при выборе персонажа и выразительных средств, с помощью которых он будет создавать свой игровой образ. Это ярко проявилось в работе над сказками: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также на различных праздниках для детей. Дети без особого труда быстро и правильно находили те характерные и выразительные средства, с помощью которых они передавали характер и образ своего персонажа. Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащаю их жизненный опыт, развиваю интерес к новым знаниям, расширяю творческий потенциал.  Формирую умение у  детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развиваю чувство партнёрства.  

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный строй.

Театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию тема: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взр...

Проект «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, па...

Самообразование «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

laquo;Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Проект «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

laquo;Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Презентация на тему: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Презентация опыта работы на тему: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста   средствами театрализованной  деятельности». Театрализованная деятельность ...