Проект «Там, на неведомых дорожках» по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа)

Буйновская Диана Васильевна

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

Проект
«Там, на неведомых дорожках»

по театрализованной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель первой квалификационной категории:

Буйновская Диана Васильевна

2020 г.

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо…

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.  Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.  Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная  деятельность.

Проблема. 

  • недостаточное внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей.

  1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

  1. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
  2. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

— дети старшей группы 5-6 лет

— воспитатели

— музыкальный руководитель

— инструктор по физической культуре

— родители.

Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018г. – май 2019г.        

Материально-технические ресурсы:

— Сказки, иллюстрации;

— Аудио, видеоматериалы;

— Мультимедийная техника;        

— Костюмы для театрализованной деятельности;

— Атрибуты для разных видов театров.

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники. 

Ожидаемые результаты:

-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;

-развитие творческих  способностей

-развитие творческой самостоятельности: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;

-углубление знаний о предметах, куклах, декорациях;

-расширить, активизировать словарь детей; воспитание культуры речевого общения;

-закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;

-искать выразительные средства для создания образа, 

-используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;

-воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.

 Структура проекта.

1 этап – подготовительный

— изучение методической литературы

— создание предметно-развивающей среды

— подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.

— разработка сценариев сказок, театрализованных игр

2 этап — основной

Проведение  театрализованных представлений по сказкам «Гуси-лебеди», «Морозко», «Мешок яблок»; игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей», «Маша и медведь» и т.д.

3 этап – заключительный (отчёт на официальном сайте ДОУ, презентация проекта «Мастерская Сказки», театрализация сказки «Мешок яблок», деловая игра для педагогов «Театральный ринг»)

План работы с детьми

Тема

Формы реализации, задачи

«Театр бывает разным»

— Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности) 

Фланелеграфный театр. 

Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.

Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей»

Театр кукол би-ба-бо

Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки» 

Игра-драматизация по сказкам «Три медведя», «Золушка».

Показ сказок «Теремок» с использованием кукол би-ба-бо детям ясельной группы

Настольный театр 

Знакомство детей с разными видами настольного театра.

Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр».

Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре.

Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь». 

Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре.

Театр на ложках, театр на палочках.

Изготовление с детьми театра на ложках.

Пальчиковый театр.

Знакомство детей с разными видами пальчикового театра.

Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра):

 «Красная шапочка».

Маски – Шапочки.

Рассказ сказочницы об этом виде театра.

Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. 

Подвижные игры с использованием масок-шапочек.

Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

— Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.

— Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.

— Учить передавать ритмизацией движения

«Театральная азбука».

— Знакомство с   театральными терминами.

— Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

-Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

-Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.

— Развивать выразительность жестов.

— Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.

«Незнайка в театре»

Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.

— Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

— Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

— Развивать умение выразительно передавать образы.

— Упражнять детей в подборе рифм к словам.

— Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

Беседа: “Театральные профессии”

— Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.

— Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты»

— Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. 

— Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. 

— Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

«В мире сказок»

— Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);

— Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) 

«Неделя игры»

Сюжетно-ролевые игры:  «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)».

Разгадывание загадок: “Сказочные герои”

— Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.

— Развивать умение переключаться с одного образа на другой.

Играем в сказку «Снегурочка»

Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка».

— Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

— Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

— Формировать интонационную выразительность речи.

— Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях.

Показ сказки «Морозко» родителям.

«В гостях у С. Я. Маршака»

— Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».

— Игра «Маски» (понимание мимики).

— Имитационное упражнение «Кто как ходит».

— игра-драматизация  по стихотворению С.Я. Маршака «Перчатки».

«Путешествие»

— Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.

— Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

— Побуждать детей к двигательной  импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

— Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

— Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра»

1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;

2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;

3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;

4.Продолжать  взаимодействовать с родителями.

«Непослушная Маша».

— Учить доводить до детей замысел сказки.

Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

— Развивать интонационную выразительность речи.

— Развитие умения последовательно пересказывать сказку.

— Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.

«Мы маленькие актёры»

— Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.

— Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. — Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.

— Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.

— Развитие творческого потенциала. 

— Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.

Викторина «Что мы знаем о театре».

Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;

— Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

— Упражняться в интонирование диалогов.

— Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

— Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

— Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров.

Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Мешок яблок» 

Совершенствовать диалогическую форму речи.

— Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.

— Развивать внимание, память, воображение.

-Совершенствовать исполнительское мастерство.

Деловая игра «Театральный ринг»

Повысить компетентность  педагогов, как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта: 

Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок по рассказам Владимира Сутеева. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали произведение «Мешок яблок». Мы предположили, что эта сказка наиболее интересна для детей, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли. 

 Обеспечение проектной деятельности:

1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.

  1. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001

3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.

4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001

5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

  1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. — М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. — М.: Мнемозина, 1995.
  7. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. — М.:ВЛАДОС, 2001.
  8. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих ...

Проект по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Сказку делаем мы сами!"

В презентации представлен опыт работы  по театрализованной деятельности воспитателя   с детьми старшего дошкольного возраста "Сказку делаем мы сами!"...