Отчет по годовой задаче
материал по развитию речи

Билида Анна Владимировна
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_rasskazyvanie.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Дети подготовительной группы должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.

 Приемы развития связной речи:

Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах.

Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

 План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины( передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

Словесные: Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

    Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими – как взрослыми, так и со сверстниками.Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни.В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1) Придумывание продолжения и завершения рассказа.

2) Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.

3) Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).

4) Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения  и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша потерял варежку» Л. А. Пеньевской, после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты. Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания . успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку – «рыжая шубка».Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано;  следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Игровые. Сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

С начала года в группе ведется  работа по обучения ответам на вопросы полными предложениями. Обучаем рассказыванию с помощью игрушек и предметов.  Дети группировали игрушки и предметы по общим признакам, описывали их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждало ребенка внимательно рассмотреть её детали, отметить цвет, величину и т. д.

Давали детям пересказ небольших текстов сначала по цепочке, а затем давали пересказ целого рассказа. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность детей. Они приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои рассказы — на тему из личного опыта, на предложенный сюжет. Показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий мы создаем такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом.

 В обучении детей связной речи значительное место мы отводим рассказыванию из личного опыта. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках  и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. В рассказывании из личного опыта мы упражняем детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними, (в сюжетно-ролевых играх, в играх драматизациях, в разных видах театрализованной деятельности)

 Много времени уделяем словарной работе. Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в тоже время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи детей оказывает художественная литература, поэтому мы часто читаем детям книги и на занятиях, и в повседневной жизни. На занятиях по развитию речи мы используем различные приемы: вопросы, объяснения, речевой образец, демонстрацию наглядного материала.  Также используем упражнения, оценку речевой деятельности ребенка и т. д. Мы учим детей строить свою речь так, чтобы она была понятна слушателям. Использование разных форм и приемов обучения детей связному рассказыванию на занятиях и в повседневной жизни-беседы, работа в книжном уголке, речевые игры, различные виды театрализованной деятельности, по 2–3 игрушкам, по закрытой картинке, по серии картинок, где картинки открыты частично, где ребенку нужно додумывать сюжет- дали положительные результаты.

Дети с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, сделать процесс обучения интересным, увлекательным, полезным и эффективным.

При развитии речи в процессе пребывания детей в детском саду необходимо привить правила речевого поведения для улучшения формирования монологической речи:

 – Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность.

 – Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди.

 – Следует правильно выбирать вежливые формы обращения «ты» или «вы».

 – Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его

 – Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того.

 – При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать.

 – Нельзя зевать или жевать во время разговора.

 – Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», использовать выражение «Я хочу помочь».

Именно монологическая речь активизирует познавательную деятельность воспитанников сада всех возрастов, развивает их логическое мышление и память, учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом, способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов детей, обеспечивает развитие эмоциональной сферы и способствует индивидуализации процесса обучения. На начальном этапе обучения этот вид представляет собой обычное и совсем короткое логически построенное высказывание, содержащее один либо несколько речевых образцов. Дети к окончанию детского сада должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в согласовании с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного либо прочитанного лингвистического текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ ПО ГОДОВОЙ ЗАДАЧЕ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ОТЧЕТ ПО ГОДОВОЙ ЗАДАЧЕ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 2019г...

ОТЧЕТ ПО ГОДОВОЙ ЗАДАЧЕ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ОТЧЕТ ПО ГОДОВОЙ ЗАДАЧЕ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...

Отчет по годовым задачам

1. Повысить качество оздоровительных мероприятий в МБДОУ за счет внедрения в образовательный процесс спортивных упражнений и подвижных игр в режиме дня.2. Активизировать работу педагогов по повышения ...

отчет по годовой задаче

quot;Формированиеэкологических представлений экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность во второй группе раннего возраста"...

Отчет по годовым задачам ДОУ на 2019-2020 уч. год

Материал будет полезен воспитателям ДОУ...