Конспект занятия по развитию речи с детьми логопедической группы (старший дошкольный возраст).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусева Лидия Васильевна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста . Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки сезонных изменений, формируем умение рассуждать, анализировать, развиваем грамотную речь, расширяем словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в логопедической группе по развитию речи:

"Что случилось с мухой в зимнем лесу"  

Составила воспитатель

группы компенсирующей

направленности с тяжелыми

нарушениями речи

Л.В. Гусева

МБДОУ «Детский сад №108»

Цель: формировать правильную, красивую речь у детей.

Задачи:

1. Формировать у ребенка умение слушать, анализировать, осмыслять литературный   текст; последовательно и выразительно передавать содержание произведения; отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

2.      Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (сковал, скрылись).

3.     Воспитывать у детей бережное отношение к природе, воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: предметные картинки или маски насекомых и снежинок, стульчик.

 Методические приемы: чтение, беседа с детьми о насекомых, игровые  ситуации, инсценировка сказки,  анализ, итог.

  Организационный момент:

Игра с мячом «Скажи ласково»

Дети упражняются в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных:

комар – комарик

паук – паучок

пчела – пчелка

муха - мушка

жук – жучок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это спрятался за ширмой?

Осенью в щель забьется,

А весной, проснется? (Муха)

Воспитатель: Молодцы!

- Сегодня,  мы познакомимся с историей, которая произошла с одной мухой.

3.      Основная часть

       а)  Но сначала, воспроизведем  чистоговорку (шёпотом, тихо, громко, медленно, быстро)

      Че, че, че — муха на плече.

б) Беседа о насекомом

   - Как зимует муха?

  - Какой вред приносит муха человеку?

в) Деление слова (муха) на слоги

г) Фонопедическое упражнение «Муха»

 Над медведем возле уха

 Целый час жужжала муха:

 «Ж-ж-ж...»

 Комары летят,

 Летят и пищат:

 «3-з-зу, 3-з-зу - укушу!

 З-з-з...»

 «Ж-ж-ж... « — «З-з-з...»

 (Дети проговаривают текст, разным по высоте голосом: за мух — низким, за комара — высоким.)

д) динамическая пауза

Ох, ох, что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).

Молоток: тук-тук (хлопки руками),

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

Словарная работа

Воспитатель:

- Как вы понимаете слова

 «сковал» (лишил возможности двигаться, заморозил);

  «скрылась» (спряталась, укрылась от всех)

- Подбери слова, похожие по смыслу:

Сильный – мощный, крепкий, могучий и т.д.

Убежище – укрытие, приют.

5.     Чтение сказки « Что случилось с мухой в зимнем лесу»

        Муха уютно устроилась под корой дерева. Она уснула и хотела спать до самой весны. Но зимой ее разбудил сильный ветер. Муха выглянула в щелочку и увидела снежные хлопья. Ей показалось, что белые мухи летают в зимнем лесу.

       Муха тоже захотела стать белой мухой. Она смело вылетела из своего убежища. Холод сковал ее лапки и крылышки. Они стали белеть на морозе. Муха очень замерзла и скрылась в своем домике. Она отогрелась и уснула. И решила остаться серой мухой.

Воспитатель:

- Вам понравилась сказка?

- А теперь ответьте на вопросы.

1.  Где устроилась муха?

2. Почему муха хотела спать до весны?

3. Почему Муха проснулась?

4. Что она увидела в зимнем лесу?

5. Кем захотела стать Муха?

6. Что произошло на морозе?

7. Почему Муха решила остаться серой мухой?

6. Игра «Мошки», «Муха и снежинки»

Воспитатель декламирует:

Хлопья снега полетели.

Забрались букашки в щели,

Чтоб не мерзнуть, не дрожать,

Зиму перезимовать.

Воспитатель::

- Что обозначает выражение «зиму перезимовать»?

Игра «Мошки»

Выбираются «Зима» и «Лето». Остальные дети – «мошки». Мошки веселятся. По сигналу «Зима!» «Зима» начинает «замораживать» мошек. Она дотрагивается до каждого ребенка рукой. Игроки должны замереть в той позе, в которой были  настигнуты  « Зимой». По сигналу «Лето!» «Лето» размораживает мошек. «Лето дотрагивается до всех детей рукой, мошки «оживают» и продолжают веселиться.

Воспитатель::

- Дети, а кто такие «белые мухи»?

Игра «Мухи и снежинки»

Дети делятся на две команды. Первая – «Мухи», вторая – «Снежинки». Когда звучит музыка, первая команда изображает мух, а вторая – снежинок. В это время логопед кладет на один стульчик картинку мухи, на другой – картинку снежинки. Когда музыка останавливается, дети должны собраться в круг и взяться за руки около своего стульчика. Выигрывает та  команда, которая быстрее собралась в круг.

7.  Повторное чтение сказки.

 (Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)

Инсценировка (роли Ведущего, Ветра, Мухи, Снежинок)

Ведущий (Настя). Муха уютно устроилась под корой дерева. Она уснула и хотела спать до самой весны. (Муха садится на стульчик и засыпает.)

Ветер (Артем). Но зимой разбудил ее сильный ветер. (Ветер выбегает  и дует на Муху).

Муха (Оля). Муха выглянула в щелочку и увидела снежные хлопья. Ей показалось, что белые мухи летают в зимнем лесу. (Муха выглядывает, появляются снежинки, они «летают» по комнате.)

Первая снежинка (Вероника). Муха тоже захотела стать белой мухой. Она смело вылетела из своего убежища. ( Муха «вылетает».)

Вторая снежинка (Света). Холод сковал ее лапки и крылышки. Они стали белеть на морозе. (Муха «замерзает»).

Третья снежинка (Кристина). Муха очень замерзла и скрылась в своем домике. Она отогрелась и уснула. (Муха садится на стульчик.)

Муха (Оля). И решила остаться серой мухой.

(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)

Итог занятия.

Подведение итогов занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными....

Конспект занятия по развитию речи с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста "Мой город - Новокуйбышевск"

В презентации размещены материалы по ознакомлению с городом Новокуйбышеск. Так же добавлены фото городских достопримечательностей...

Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста (7 год жизни)

Целью занятия является овершенствование умение детей образовывать однокоренные слова;  формировать навыки связной речи, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом....

Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста

Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительны...

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование знаний о домашних птицахЗадачи:Образовательная:Формировать представление об одинаковых частях тела у разных птиц;Дать представление о названиях детенышей домашних птиц.Развивающая: ...