Методическая разработка: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам Лего конструирования и алгоритмов"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Баранова Мария Сергеевна

Связная речь, играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвестным, задают много вопросов, рассуждают, ищут разные способы решения проблемных ситуаций. Считают, что педагог и сам должен обучаться современным методам и технологиям, используя это в процессе работы. К одному из таких современных методов относится - совместная (дошкольники, педагоги и родители) деятельность – LEGO конструирование.

Конструирование может быть индивидуальным, парным и групповым. Включает три основных вида конструирования:

• Конструирование по образцу связано с воспроизведением уже готовой конструкции по схеме, рисунку.

• Конструирование по условиям, как правило, обрамляется игровой ситуацией и предполагает создание знакомых ребёнку конструкций с учётом игровых требований (размер, ширина, высота), например, чтобы в дверь избушки проходил поросёнок, чтобы по мосту мог проехать автомобиль и т.д.

• Самым сложным видом, является конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребёнка представлений о создаваемой постройке.

Данный вид конструирования легко интегрируется со всеми областями образовательной деятельности. У детей и взрослых все действия имеют определённую цель. Чаще всего эта цель достигается с помощью выполнения нескольких связанных между собой действий, которые и представляют алгоритм. Понимание алгоритма даёт возможность ребёнку разложить любой процесс на составные элементы (действия), осознать их значение для достижения цели. Иными словами, ребенок таким образом учится оптимизации. Наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора – это использование алгоритмов, потому что у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах.

Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №120

«Сказочный» городского округа Тольятти

445036 Самарская область, г. Тольятти 1 корпус: б-р Курчатова д. 9, тел.: 32-56-87, 66-71-29, 2 корпус: б-р    Курчатова д. 17, тел.: 32-24-95, 32-27-77, 3 корпус: Луначарского д.12, тел.: 33-66-02, 33-66-03

эл.почта chgard120@edu.tgl.ru, сайт http://chgard120.tgl.net.ru

Методические рекомендации

 к наглядно-дидактическому пособию

«Развитие речи дошкольников посредствам ЛЕГО конструирования и алгоритмов»

Составили воспитатели:

Баранова М.С.

г.о. Тольятти  2018г

                  Методические рекомендации

Связная речь, играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвестным, задают много вопросов, рассуждают, ищут разные способы решения проблемных ситуаций.

 Считают, что педагог и сам должен обучаться современным методам и технологиям, используя это в процессе работы. К одному из таких современных методов относится - совместная (дошкольники, педагоги и родители) деятельность – LEGO конструирование.

Конструирование может быть индивидуальным, парным и групповым.

Включает три основных вида конструирования:

  • Конструирование по образцу связано с воспроизведением уже готовой конструкции по схеме, рисунку.
  • Конструирование по условиям, как правило, обрамляется игровой ситуацией и предполагает создание знакомых ребёнку конструкций с учётом игровых требований (размер, ширина, высота), например, чтобы в дверь избушки проходил поросёнок, чтобы по мосту мог проехать автомобиль и т.д.
  • Самым сложным видом, является конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребёнка представлений о создаваемой постройке.

Данный вид конструирования легко интегрируется со всеми областями образовательной деятельности.

У детей и взрослых все действия имеют определённую цель. Чаще всего эта цель достигается с помощью выполнения нескольких связанных между собой действий, которые и представляют алгоритм.

Понимание алгоритма даёт возможность ребёнку разложить любой процесс на составные элементы (действия), осознать их значение для достижения цели. Иными словами, ребенок таким образом учится оптимизации.

Наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора – это использование алгоритмов, потому что у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей.

Этапы реализации алгоритмов в практической деятельности:

1. Воспитатель разрабатывает алгоритм

2. Знакомит детей с его содержанием, использует в совместной деятельности

3.Дети неоднократно используют разработанные алгоритмы в самостоятельной деятельности                                                                

«Моя постройка»

Цель: Развивать умения опираясь на алгоритм составлять краткий рассказ о готовой постройке, выделяя характерные ее черты и детали из которых она состоит.

Ход

Дошкольнику дается задание сконструировать постройку на определенную тему или по собственному замыслу. После этого дается алгоритм, по которому дети самостоятельно сочиняют краткий рассказ.

«Опиши героя сказки»

Цель: Развивать умения составлять краткий описательный рассказ о разных героях сказки, развивать воображение, память, умение употреблять в речи прилагательные.

Ход

Дошкольнику дается задание сконструировать постройку на определенную тему или по собственному замыслу. После этого дается алгоритм, по которому дети самостоятельно сочиняют краткий рассказ.

«Что построил мой друг?»

Цель: Развивать умение описывать постройки детей по алгоритму, упражнять в употреблении предлогов «над», «на», «в», «около» формировать умение согласовывать существительные и прилагательные, развивать умение произносить слова, предложения с восклицательной интонацией

Ход

Перед дошкольниками стоит готовая постройка друга. Воспитатель предлагает алгоритм, опираясь на который один ребенок составлять краткий рассказ. Например: Кто? (Мой друг). Что сделал? (построил). Что построил? (дом). Далее обратить внимание на смайлик (радостный – рассказывать с восклицательной интонацией). После этого необходимо выбрать число предложений. (1,2,3,4,5.) и рассказать о постройке.

1 2 3 4  5 

        

        

«Отгадай, что нужно сконструировать?»

Цель: Развивать умения составлять рассказ, выделяя характерные признаки, опираясь на алгоритм, стимулировать желание создавать постройки из конструктора LEGO, воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца,

Ход

Детям предлагается алгоритм, где необходимо из обобщающего понятия, по нескольким признакам выделить предмет, который необходимо сконструировать. После того, как дошкольники узнали, о каком предмете идет речь, самостоятельно конструируют постройку, соблюдая признаки, заданные алгоритмом.

                                       

«Расскажи сказку»

Цель: Развивать умения опираясь на алгоритм, пересказать известную сказку по выбору воспитателя или детей, развивать умения начинать сказку с разных слов «однажды», «как-то летом», «жила-была», «как-то раз», закреплять умение формировать временную последовательность событий, использовать интонацию в речи в соответствии с животным.

Ход

Для упражнения необходима уже готовая постройка. Далее детям дается алгоритм «расскажи сказку», где воспитанники должны соблюдая последованость героев пересказать уже знакомую сказку.

«Составь предложение»

Цель: Развивать умения грамматически правильно строить предложения, обогащать лексический запас детей по выбранным темам.

Ход

Предлагается ребёнку алгоритм, в котором указанно, сколько детей может принимать участие, задается определенная тема по готовой постройке, и указанно сколько слов должно быть в предложении.

Необходимо глядя на постройку свою или предложенную другим ребёнком составить предложение.

 

1 2 3 4 5...

«Собери рассказ»

Цель: Развивать разговорную речь детей, мелкую моторику рук, диалоговую и монологическую речь, расширять словарный запас , фонематический слух, закрепить у детей навыки составлению рассказа по постройке, умение отстаивать своё мнение.

Ход

Дошкольникам предлагается алгоритм для коллективного составления рассказа или сказки, по готовой постройке из конструктора LEGO или по постройкам созданными самими детьми. В рассказывании принимают участие 3 человека, которые по желанию выбирают карточку с отмеченными частями рассказа (начало, середина, конец). Придумывают сюжет, а затем в соответствии карточкам рассказывают по очереди.

1 2 3

«Расскажи красиво»

Цель: закреплять навыки устной речи, расширять словарный запас.

Ход

Ребятам задается алгоритм, где они видят, что необходимо подумать, как можно красиво описать любую постройку, использовав в своей речи слова: прекрасно, замечательно, превосходно, восхитительно и др.

«Отгадай зашифрованное слово»

Цель: развития звуковой культуры речи, умение решать логические задачи,

Ход

Для начала работы с алгоритмом, дошкольникам раздаются карточки (или они могут сами выбирать) с зашифрованным словом.  Ребятам необходимо понять что это за слово и построить постройку и презентовать ее другим детям.

«Интервью»

Цель:  Закреплять умения составлять  рассказы по постройке, работать в коллективе,  самостоятельно использовать в речи разные типы предложений; активизация лексического запаса детей.

Ход

Детям предлагается построить постройки по собственному замыслу.

 После чего одному ребенку предлагается стать корреспондентом, он должен взять

интервью у других детей опираясь на заданный алгоритм.  В котором с помощью

словных обозначениях заложены вопросы:
               - Что ты услышал ?

              - Что ты увидел ?
             - Из каких деталей состоит постройка ?
              - Как ты оценишь свою работу?

   

    Описание: http://www.clipartbest.com/cliparts/9ip/LLb/9ipLLbeGT.jpg

Описание: http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_552a90aee21bc/sabak-barysynda-syn-tu-rg-ysynan-oilau-disin-k-oldanu-tiimdilighi-1_12.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"

в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования...

Методическая разработка «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

laquo;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста посредством Лего – конструирования

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей  дошкольного возраста посредством Лего – конструирования...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...