Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие на остров дружбы".
план-конспект занятия по развитию речи

Павлухина Татьяна Андреевна

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной школе группе "Путешествие на остров дружбы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_ostrov_druzhby.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе

"Путешествие на остров дружбы"

                                                      Провела: воспитатель Павлухина Т.А.

г. Озерск,

2021 г.

        

Цель: формирование у  детей понятие «дружба», «друг», воспитание  чувства взаимовыручки.
Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  • развивать посредством игровой деятельности коммуникативные навыки;
    закреплять умение выполнять задания в команде;
  • учить сохранять дружеские взаимоотношения в коллективе;
    обогащать и активизировать словарь по теме;
  • развивать ритмичность речи, интонационную выразительность;
    воспитывать правильный умеренный темп речи;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
    совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание и память;
  • развивать логическое мышление, творческое воображение;
  • воспитывать культуру общения с собеседником;
    развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворений о дружбе;
  • чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»;
  • разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;
  • чтение художественной литературы;
  • игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;
  •  настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;
  • разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
  • рассматривание иллюстраций теме.

Средства и оборудование:

технические:

методические: игрушка сердце; карта для путешествия по острову; коврик; буквы; три конверта; шапочки; колокольчики; волшебная палочка; картонный круг, разрезанный на 3 части; разрезные картинки с фруктами, ягодами, овощами; цветы для сюрпризного момента; иллюстрации к рассказу.

организационные: поднос,  фартук; колпак; клей -карандаш; три обруча, столы, стулья.

  

Ход ООД:

Дети в группу, встают полукругом.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день.

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте!
— Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (
ответы детей)
— Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (
комплименты).

Игра «Комплименты»

-Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты. 
- Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо! 

- Давайте сядем на коврик. А как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? (
ответы детей)

- Я хочу предложить вам послушать песню, чтобы вы быстрее догадались. 

Звучит песня о дружбе.

Дети говорят, что эта песня о дружбе.

- Кто знает, что означают слова: дружба, друг, дружить …? (ответы детей.)
- Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. (
С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
- Ребята, а вы умеете дружить? А давайте проверим?
- Я предлагаю вам отправится в необычное путешествие на сказочный остров «Дружба». Хотите?

- Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.). Но остров у нас сказочный, то и транспорт должен быть сказочный? Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)

- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? ( варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. А что это такое? ( ответы детей). Это карта, которая поможет нам путешествовать по острову. Занимайте свои места.(дети встают на свои места).
Звучит музыка

- Закройте глаза.

Звукоподражание:

— Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.

— Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.

— Лопнули шины: с-с-с.

- Пролетаем над лесом. Деревья шумят: у-у-у

— Жуки жужжат: ж-ж-ж.

— Комары летят: з-з-з.

— Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

— Ковер-самолет опускается. Мы на острове.

- Здесь нас ждут испытания, которые научат нас дружить.

- Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (варианты ответы детей).

Игра «Пройди по кочкам»

- Это первое испытание. Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно выполнить задание. Если кто-то не справится, то нужно попросить помощи у друзей.
Воспитатель берт конверт, говорит первое задание.

- Я начну, а вы продолжите. Дружба начинается...( с улыбки, со знакомства, с доверия, с доброго слова, с веселья, с общих интересов)
Дети по очереди говорят продолжение фразы.
Дети переступают первую кочку .

- Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю, пусть приносит вам радость, примите мою благодарность, вы так добры, вы так любезны, на здоровье, вам признателен) 
Дети переступают вторую кочку.

- Назовите слова извинения.(извините, простите, мне жаль, я хотел как лучше, не хотел обидеть, виноват, прошу прощения, не сердись на меня)
Дети переступают третью кочку.
- Молодцы! Справились с этим заданием. Идем дальше. Смотрим на карту.

Игра «Волшебный колокольчик»

- Ребята, смотрите шапочки и колокольчики. Как вы думаете, для чего это? (ответы детей) 

- Ребята, это волшебные шапочки и колокольчики. Если надеть шапочку и позвонить в колокольчик, то сбудется самое заветное желание. У вас у всех есть желание? Давайте наденем шапочки, позвоним в колокольчик и загадаем желание. (дети по очереди звенят колокольчиками, но один колокольчик оказывается беззвучным).

- Что же делать, какая неприятность, как помочь другу загадать желание? (дети предлагают варианты решения проблемы, дают другу свой колокольчик).
- Правильно, ребята, настоящие друзья всегда помогают друг другу.
- Можем отправляться дальше.

Обсуждение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»

На магнитной доске иллюстрации к сказке.

«Урок дружбы»

Жили два воробья: Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

- Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!

- Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

- Ребята, вам знакомы эти приятели -воробьи? ( Это Чирик и Чик )

-Ребята, что это? (волшебная палочка). Где ее можно встретить? ( в сказке)

-Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать. Обсуждение сказки

- Кто написал сказку про двух воробьев? ( М. Пляцковский)

- Как называется эта сказка? ( « Урок дружбы» )

- Ребята, а кто из двух друзей воробьев жадный, а кто щедрый? (Чирик-щедрый,

Чик- жадный)

- А почему вы так думаете? ( Чик съел целый ящик пшена и не поделился с другом, а Чирик поделился десятью зернышками. Щедрый тот, кто может отдать последнее.)

-Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика, потому что он поделился с другом.)

- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)

- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)

- Как бы поступили бы вы в этой ситуации?

- Молодцы, справились и с этим заданием. Получили хороший урок дружбы. Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя.
Физкультминутка.
- А теперь отдохнем.

Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

Игра «Дружба»

- Смотрим на карту. Куда идти дальше? Впереди нас ждет поляна? 
Дети садятся на мягкие модули по кругу.

- Ребята, а из-за чего могут поссориться друзья? А вы часто ссоритесь? Словом можно обидеть, оскорбить человека. Должны думать то, что вы говорите. А какие слова могут вас обидеть? А какие утешить? Иногда бывает, один человек может обидеть другого человека, выкрикнув ответ первым, опередить своего товарища. Из-за этого тоже происходят ссоры. Мы поиграем в игру, которая научит умению контролировать себя. 

Я задаю вопрос, тот, кто знает ответ, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: « Раз, два, три говори!», но шепотом.

- Если сегодня среда, то какой день был вчера?

- Между осенью и весной какое время года?

-Как называется замершая вода?

- Второй зимний месяц? 

- Какой месяц в году последний?

- Молодцы! Но нас ждет последнее испытание. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

Игра «Волшебная пиццерия»

- Закройте глаза.

Звучит музыка.

- Попробуйте представить, что это за место. Ощутите запах свежего только что

испеченного пирога, запах запеченных фруктов, овощей. Как вы думаете, что

это за место? Кто что представлял? (ответы детей)

Воспитатель надевает фартук и колпак.

- Откройте глаза. Вы находитесь в волшебной пиццерии. В моей пиццерии всегда много посетителей. Секрет ее популярности заключается в том, что каждый может приготовить кусочек волшебной пиццы своими руками. Ваша задача украсить свой кусочек. Чем можно ее украсить? (ответы детей)
Воспитатель раздает части разрезанного картонного круга, которые

имитируют части пиццы. 

- Перед вами пласт теста.

- Разделитесь на пары, возьмите друг друга за руки или обнимитесь. Можете украшать свои кусочки. (Дети, взявшись за руки, свободными руками приклеивают овощи, фрукты, ягоды к картонному пирогу)

- Главное умение договариваться между собой и не помогать руками, которыми вы держитесь.

Воспитатель выкладывает готовые части на поднос.

- Посмотрите, какая красивая пицца получилась. 

Воспитатель спрашивает, кто из чего делал пиццу.

- Вы делали из фруктов? Какая пицца получалась? ( фруктовая)

- Вы – из овощей? ( овощная)

- Вы- из ягод?( ягодная)

- Из скольких частей состоит пицца? А сколько частей пиццы фруктовой (овощной, ягодной) получилось?

- Ребята, в нашей пицце не хватает приправы. Давайте сдобрим нашу пиццу самыми лучшими душевными качествами.

Дети говорят, какие чувства добавят в свою пиццу ( доброту, любовь, нежность, ласку, веселье, радость и т.д.)

- Наша пицца получилась очень хорошей. Тесто было одинаковым, но каждый добавил свое. Я предлагаю подарить ее нашим гостям на память о нашей встрече. 
- А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в д/с. Встанем на ковер - самолет. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, чтобы не упасть. Вот мы и в детском саду.

- Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали?

- Хочу поблагодарить вас. Вы были молодцы. Показали, как вы умеете дружить.

Воспитатель достает музыкальную шкатулку.

- А здесь подарок на память о нашем путешествии - волшебные цветы дружбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буратино идет в школу" для подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] - [л\'], [р] - [р\']. Использование методы театрализации с активным участием детей как современной образовательной технологии....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зимние забавы детей»

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выра...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы» Цель:Познакомить детей с понятиями «дружба», «друг»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности « Салон – ателье для кукол «Модница»

Конспект итогового занятия разработан для работы с  детьми 6-7 лет. Игровая форма занятия позволяет детям  закрепить сложный  материал лексической темы "Одежда.Ателье". Работа...