Статья "Применение дидактических игр в речевом развитии ребенка - дошкольника"
статья по развитию речи

Лукина Ирина Викторовна

В статье рассматривается вопрос актуальности применения дидактических игр в речевом развитии ребенка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок с  развитой речью вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

— период более интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей), основным новообразованием этого периода является овладение речью; 

— постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей;

— глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

 Методологическая и теоретическая основа работы

Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи. В психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Изучение развития речи в общении восходит к идеям Льва Семѐновича Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией, которой является коммуникативная функция.

Теоретические и практические положения великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. К. Д. Ушинский выделил методику развития речи в специальный раздел педагогики.

К. Д. Ушинский видел три цели, которые должны осуществляться одновременно

— первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины);

— вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные;

— третья цель — практическое усвоение грамматики, придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др.

К. Д. Ушинский также отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Именно наглядность вызывает у ребенка интерес к деятельности, обогащает мотивы деятельности, создает эмоциональный положительный фон процесса обучения, тем самым повышает речевую активность.

Не случайно А. С. Макаренко утверждал, «Игра развивает язык, а язык организует игру». Кроме того, игра вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу:

— как важно использовать речевые упражнения, игры, в том числе и дидактические, в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей;

— только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка"

  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени...

«Дидактические пособия, обеспечивающие речевое развитие ребенка раннего возраста»

1. Дидактическая игра "Оденем куклу"2. Дидактическая игра : Пазл - куб "Домашние животные"3. Дидактическая игра : "Найди домик"...

Дидактические игры по речевому развитию для дошкольников

Дидактические игры, используемые на занятиях по развитию речи. Сделанные своими руками....

Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...