Педагогический проект по мелкой моторике в разновозрастной группе раннего возраста "Веселые пальчики"
проект по развитию речи (младшая группа)

Барсукова Людмила Васильевна

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ремонтненкий детский сад «Родничок»

       

Педагогический проект

по развитию мелкой моторики

в разновозрастной группе раннего возраста

«Веселые пальчики»

Авторы проекта:

Барсукова Л.В.

Сенченко О.И.

2022г

Тип проекта: игровой, творческий, практический.

Продолжительность проекта: октябрь 4 недели.

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители.

Возраст детей:

1,6 – 3 лет.

Актуальность выбранной темы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Цель проекта:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

2. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.;

3. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость;

5. Развивать коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

 

Дети:

  • К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
  • Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
  • Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
  • Станут больше говорить   со взрослыми, общаться со сверстниками.

 

Родители:

  • Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
  • Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
  • Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
  • Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.

                               

Педагоги:

  • Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
  • Установится эмоциональный контакт с ребенком;
  • Будут стремиться взаимодействовать с родителями.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Составление перспективного плана мероприятий проекта, составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики в младшей группе;

2. Изучение и подбор методической, художественной литературы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и игр на развитие мелкой моторики и т. д.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

4. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации. Изготовление многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшей группы.

II этап - основной

1.Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Веселые пальчики»

для детей раннего возраста.

1 неделя

- Сухой бассейн с крупами

- Д/и «Волшебные замочки»

- Массаж рук с помощью ребристых мячей.

- Лепка «Утята»

- Игры с предметами: Складывание мозаик, пазлов

- П/игра «Ловим мыльные пузыри»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Мальчик - пальчик»

- Игры с прищепками «Солнышко»

2 неделя

- Д/и «Большие и маленькие мячики»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

- Игры с водой «Рыбалка»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладошки»

- Д/и «Сортируем крупы»

- Лепка «Ежик»

- П/игра «Солнышко и дождик»

- Игры с прищепками «Ежик»

3 неделя

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Сорока - сорока»

- Игры с предметами: Конструирование, пирамидки, матрёшки

- Лепка «Неваляшка»

- Сухой бассейн с крупами

- Рисование на крупе пальчиками

- Пальчиковая гимнастика «Бумажный мячик»

- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»

4 неделя

- Д/и «Попробуй расстегни»

- Дорисуй ежику колючки

- Лепка «Колобок»

- Игры с водой «Достань, что скажу»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладушки»

- Д/и «Сортируем макароны»

- Игры со счетными палочками «Разложи по цвету»

- Игры с прищепками «Ежик»

2.Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей первой младшей группы:

- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»;

- Консультация для родителей «Почему важно развивать мелкую моторику рук»;

III этап – заключительный 

  • Презентация опыта для сотрудников детского сада;
  • Оформление проектной деятельности;
  • Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Перспектива:

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать дальнейшую систему работы.

Разработать систему мероприятий по работе с родителями, используя нетрадиционные формы работы.

Накопить материал по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в разновозрастной группе раннего возраста «Веселые пальчики»

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев р...

Паспорт педагогического проекта « Развитию мелкой моторики во второй младшей группе».

В методической разработке рассмотренна тема влияния мелкой моторики на развитие речи детей младшего возраста.Приведены формы работы педагогов с родителями и детьми....