Консультация для педагогов ДОУ на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"
консультация по развитию речи

Методические рекомендации для педагогв ДОУ по речевому развитию дошкольников через игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyarechevoe_razvitie_ml.doshkolnikov.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру»
Подготовила воспитатель: Потолашко А.В

                       

               «…потребность в речевом общении развивается на всем
                      протяжении младенческого возраста и является одной из
                      важнейших  предпосылок для появления первого
                      осмысленного слова»

                                                                                            Л.С. Выготский

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы самообразования. 

Проблема игровой деятельности очень актуальна в настоящее время, поэтому она исследована в трудах таких знаменитых педагогов и психологов как: А. К. Бондаренко, З.М. Богуславская, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, А.В. Запорожец, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин и др.

  Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее лучший для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. 

  Работая с детьми раннего возраста, наблюдая за играми детей, задавая им вопросы, у нас сложилось представление об уровне сформированности их речи. Речь большинства наших детей этого возраста характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Многим проблемам не было уделено должного внимания и недостатки речи закрепились. Среди них выделяются следующие:

• у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие-раздражительны, чрезмерно подвижны);

• артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперёд, улыбнуться, показать язычок);

• недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Главные задачи речевого развития в этом возрасте:

 • установление эмоционального контакта с ребёнком;

• развитие навыков речевого общения (путём вопросов вызываю ребёнка на общение со мной не только в НОД, но и в индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни.

• развитие мелкой моторики рук (используя дид/игры, пальчиковые игры);

 • развитие слухового, зрительного восприятия (через использование дид. /игр, наглядного материала)

• развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики)

• развитие дыхания (с использованием дыхательных упражнений).

Для речевого развития в группе детей представлено многообразие дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения, мы создали развивающую речевую среду, соответствующую возрасту детей, требованию программы. В неё входят:

• разнообразный иллюстрационный материал;

• звучащие игрушки животных;

• куклы, кукольный уголок;

 • книжная зона;

• дидактические игры и упражнения

• музыкальный уголок.

Работая с детьми раннего возраста я использую различные методы и приёмы речевого развития, , в зависимости от темы образовательной деятельности.

Практические методы:

 • Дидактические игры;

• Дидактические упражнения;

 • Хороводные игры;

• Игры – драматизации;

• Игры – сюрпризы;

 • Игры с правилами.

Словесные методы:

• Чтение и обыгрывание потешек, стихов, сказок с использованием наглядности;

В своей работе с детьми я применяю следующие формы организации образовательного процесса с использованием разнообразных игр:

 •Образовательную деятельность организую по подгруппам

 •В совместную деятельность включаю:

режимные моменты в игровой форме;

индивидуальную работу;

чтение художественной литературы;

игры-драматизации;

игры-хороводы, игры-забавы;

дидактические игры по развитию речи;

Обогащаю развивающую предметно-пространственную среду предметами, игрушками, новыми атрибутами для игр детей в игровых центрах. Мною разработаны : картотека пальчиковых игр, цикл дидактических игр на развитие звуковой культуры речи  ( «Громко- тихо», «Что звучит», «Бабочка, лети», «Сдуй шарик», «Насос»), цикл игр на развитие грамматического строя речи ( «Один- много», «Чего не стало», «Что, где лежит», «Чудесный мешочек»), цикл игр на расширение и активизацию словаря («Назови ласково», «Скажи какой», «Какое время года»)

 

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей, мы стараемся создавать в группе спокойную, доброжелательную обстановку.

 Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Каждый день в индивидуальных беседах с родителями, мы обсуждаем вопросы адаптации и развития ребёнка в данном возрасте, находим компромисс в проблемных ситуациях.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи, дети к концу года стали легко понимать речь, отвечать на вопросы воспитателя, охотно вступать в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, включаться в игру и начинать договаривать текст потешки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В дальнейшей своей работе планирую:

- составление перспективного плана с использованием дидактических игр по развитию речи с учетом тематических недель для  обновления и обогащения развивающей предметно-пространственной среды.
-использование в образовательной деятельности ИКТ,
-совершенствование профессионального мастерства,  используя интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов и родителей "Формирование познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игры с песком "

Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Перенос традиционных педагоги...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»...

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"

Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста через игру"...

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру». Консультация для родителей (младшая группа)

Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая  деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно ч...