Самообразование "Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Аитова Надия Жиганшевна

Самообразование и отчет "Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

Задачи: • Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.                              

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.                

 • Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.                                                            

• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.                                                                                                                                      • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Актуальность.

            Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

              В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

         Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62. Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Изучить статью на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 - 115.

Работа с детьми

Октябрь

Ноябрь Декабрь

Январь

Февраль

Март  

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей.

Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке.

Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему.

составление рассказа по картине «Осень»

Работа с родителями

Октябрь

Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Предметно – развивающая среда

Октябрь - апрель

Схемы

Схемы для занятий

Самореализация

Май

Отчет о проделанной работе

Отчёт

Литература

1. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10

2. О.С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001

3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986

4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

6. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.; Эксмо, 2006г.

Итоговый отчет по самообразованию

Должность:  воспитатель

Тема. «Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Срок работы над темой. 2021-2022 год

Цель самообразования по теме. Создание условий для развития связной речи детей с помощью схем описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования.

• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.                              

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.                

 • Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.                                                            

• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.                                                                                                                                      • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Деятельность по теме. Анализ методической литературы. Познакомить детей с мнемотаблицами, формировать умение детей составлять рассказы с помощью схем описаний. Используя схемы расширить  словарный запас, научить ребенка  связно разговаривать, рассказывать, выражать свои мысли.

Наработанный материал. Подготовлены  консультации для родителей, изготовлены  схемы описаний,  мнемотаблицы.

Форма предоставления материалов. Итоговый отчет по самообразованию. Оформление консультаций, памяток, для родителей по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...