Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карпова Ольга Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Речевое развитие»

для детей среднего дошкольного возраста

 

Тема: «С неба смотрит солнышко»

Обучающие задачи: Учить использовать фразовую речь в форме простого предложения или высказывания из 2-3 фраз; Учить понимать поставленные воспитателем вопросы, отвечать на них по просьбе взрослого, повторять несложные фразы, эмоционально откликаться на происходящее; Закреплять умение дифференцировать животных по месту их обитания (домашние, дикие); Учить называть уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных и выделять, правильно называя, основные признаки предметов (цвет, форма);

Развивающие задачи: способствовать развитию умения участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, умение следовать правилам игровых заданий, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, воспитывать эмоционально-положительное отношение к миру живой природы.

Методы и приемы: Игровой метод. Приемы: дидактическая игра, сюрпризный момент; Словесный метод. Приемы: вопросы к детям поискового характера, напоминания, поощрения, указания; Наглядный метод. Приемы: Аудиозаписи, использование раздаточных картинок, информационных плакатов.

Материалы и оборудование:

  • Цветок с пятью лепестками;
  • Плакат «Скотный двор»;
  • Изображение солнышка;
  • Набор картинок «Кто где живет»;
  • Музыка П. Ривербери «Полянка»;
  • Аудиозапись птичьих голосов.

Предварительная работа:

  • Рассматривание тематических альбомов о домашних и диких животных;
  • Организация дидактических игр «Кто где живет», «Узнай по описанию»;
  • Рисование солнышка желтой гуашью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Речевое развитие»

для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «С неба смотрит солнышко»

Обучающие задачи: Учить использовать фразовую речь в форме простого предложения или высказывания из 2-3 фраз; Учить понимать поставленные воспитателем вопросы, отвечать на них по просьбе взрослого, повторять несложные фразы, эмоционально откликаться на происходящее; Закреплять умение дифференцировать животных по месту их обитания (домашние, дикие); Учить называть уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных и выделять, правильно называя, основные признаки предметов (цвет, форма);

Развивающие задачи: способствовать развитию умения участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, умение следовать правилам игровых заданий, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, воспитывать эмоционально-положительное отношение к миру живой природы. 

Методы и приемы: Игровой метод. Приемы: дидактическая игра, сюрпризный момент; Словесный метод. Приемы: вопросы к детям поискового характера, напоминания, поощрения, указания; Наглядный метод. Приемы: Аудиозаписи, использование раздаточных картинок, информационных плакатов.

Материалы и оборудование: 

  • Цветок с пятью лепестками;
  • Плакат «Скотный двор»;
  • Изображение солнышка;
  • Набор картинок «Кто где живет»;
  • Музыка П. Ривербери «Полянка»;
  • Аудиозапись птичьих голосов.

Предварительная работа:

  • Рассматривание тематических альбомов о домашних и диких животных;
  • Организация дидактических игр «Кто где живет», «Узнай по описанию»;
  • Рисование солнышка желтой гуашью.

Ход НОД

1.Организационный момент

Дети находятся в игровой комнате. Педагог приглашает их на ковер. Обращает внимание что у них гости – цветочек. (игрушка или распечатанная картинка, 5 лепестков закрыты).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гости! Какой красивый цветочек, только… очень грустный, лепесточки закрыты… Что же делать? (ответы детей) Сначала попробуем поздороваться и сказать ласковые слова. Попробуем? (Ответы детей; дети здороваются и говорят ласковые слова).

2.Основная часть.

Воспитатель: Что-то не помогает…цветочек все еще грустит, лепесточки закрыты. Чего-то не хватает…может покажем и расскажем и о том, как мы живем? (ответы детей).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с ясным днем!

Вот как дружно мы живем!

Дети поднимают руки вверх и улыбаются.

Плавно машут руками.

Дают друг другу руки. Качаются. Взявшись за руки.

Воспитатель: Смотрите цветочек открыл один лепесток… Мне кажется я поняла, чего не хватает цветочку… а вы ребята догадались? (ответы детей) Тогда слушайте загадку: «Что на небе расцветает и теплом всех согревает?». (Дети делают предположения, если они затрудняются ответить воспитатель может показать детям изображение на картинке или фото солнышка).

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Сотрите цветочек второй лепесток открыл! Как здорово! (воспитатель восхищается, радуется). А давайте расскажем нашему гостью про солнышко, какое оно?

Дети: Круглое, желтое, теплое…

Воспитатель: Что делает солнце?

Дети: Светит, греет, согревает…

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! А у нашего цветочка раскрылся еще один лепесток! Давайте посчитаем какой он по счету. (Дети считают) Правильно – третий лепесток! Значит мы на верном пути! А как вы думаете у солнышка есть друзья? (Вопрос явно вызовет у детей сомнения). Кто же друзья у солнышка? Сейчас узнаем! Я буду вам по очереди бросать мяч, а вам нужно ответить на вопрос и бросить мяч обратно. Начинаем? (Ответы детей).

Воспитатель:

  • Друзья у солнышкам – все то что бывает круглым! Кто друг солнца? (мяч, арбуз, колесо. Руль…)
  • Друзья солнышка – все то что бывает желтым. Кто друг солнца? (Апельсин, цыпленок, одуванчик…)
  • Друзья солнца – все то что греет. Кто друг солнца? (Печка, одеяло…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Смотрите! Смотрите! Четвертый лепесток открылся! Замечательно!!! А сейчас слушайте сказку! Рано утром в небе взошло солнышко. (Прикрепляет на магнитную доску силуэт солнышка) И засияли его теплые лучики. Первый лучик попал к бабушке в деревню, и кого там разбудил? (Прикрепляет картинку скотного двора)

Дети: Домашних животных. (Педагог своими вопросами побуждает детей к перечислению животных, которых они знают и видят на плакате «Скотный двор»).

Воспитатель: А как животные здороваются с солнышком по утрам?

Дети: Гав, мяу, му-у-у-, и-го-го…

Воспитатель: Солнышко помогает расти всем животным. Давайте с вами поиграем. Я буду читать загадки и показывать картинки, а вы постарайтесь отгадать. (в конце каждой строчки по всему тексту воспитатель делает паузу, приглашая детей ее закончить, подбирая по смыслу нужное слово).

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая …(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал …(конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был…(теленком).

А кудрявый баран –

Маленьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок –

Маленьким …(котенком).

А отважный петушок –

Крохотным… (цыпленком).

Воспитатель: Молодцы , ребята! Слушаем сказку дальше. Второй лучик упал в лес и разбудил диких животных. Они выглянули из своих домиков, чтобы поздороваться с солнышком. Как называется этот домик? (Педагог показывает детям картинку с изображением норы).

Дети: Нора.

Воспитатель: Кто выглянул из норы?

Дети: Лиса.

(Педагог показывает детям иллюстрации берлоги, логова, дупла, кустов. Дети с помощью воспитателя называют жилища и их обитателей.)

Воспитатель: Кого же еще в лесу разбудил третий солнечный лучик?

(Педагог включает аудиозапись голосов птиц).

Дети: Птички.

Воспитатель: Правильно, солнышко разбудило птичек. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей, дети перечисляют названия птиц, которые уже знают).

Воспитатель: Четвертый лучик попал в лесу на деревья, кусты и цветочки. Деревья и кусты потянули к солнышку свои веточки, давайте покажем, как.

(Дети плавно поднимают руки вверх и машут ими, как деревья веточками. Потом выполняют движения согласно тексту этюда, под музыку П. Ривербери «Полянка». Взрослый медленно читает текст с одновременным показом действий. Дети повторяют движения).

Воспитатель: Из земли появился зеленый росток. Медленно, не спеша он потянулся всем своим стебельком к солнышку, улыбнулся ему, поприветствовал его своими лепестками, посмотрел вправо, влево. И увидел на полянке много цветов. А там, где цветы, конечно же, порхают бабочки. Они весело летают с одного цветочка на другой. Бабочки полетали, полетали и сели на цветочки. А цветочки раскрывают свои бутончики навстречу солнышку. (Дети медленно поднимают руки вверх с сомкнутыми ладонями и постепенно раскрывают ладони).

Воспитатель: Вот какая красивая цветочная полянка у нас получилась. (Воспитатель хвалит детей, восхищается изяществом цветов). А пятый лучик заглянул к нам в группу. Давайте с ним поиграем.

Мимическая гимнастика «Солнечный лучик»

Солнечный лучик коснулся наших глаз

Коснулся лба

Коснулся носа.

Коснулся губ.

Коснулся подбородка.

Коснулся плеч.

Коснулся рук.

коснулся животика.

Коснулся ног.

Вернулся вверх и коснулся губ.

Коснулся нашего цветочка!

Какие все молодцы!!!

Дети часто-часто моргают.

Шевелят бровями.

Морщат нос.

Шевелят губами.

Двигают челюстью.

Приподнимают и опускают плечи.

Трясут руками.

Гладят животы.

Прыгают.

Улыбаются.

Раскрываем последний лепесток, цветочек улыбается!

Воспитатель. Благодаря солнцу растения, животные, люди живут и растут. Солнечный свет, тепло и ваши знания помогли нашему цветочку раскрыть свои лепестки. Большое спасибо солнышку и вам!

3.Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: «Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? А почему у цветочка были закрыты лепестки? Что помогло лепесткам раскрыться? А вы любите солнышко? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста "Насекомые"

Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова...