Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием «Даров Фрёбеля» по теме: «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Блинова Анастасия Андреевна

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционное – развивающие:

  • закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях. Уточнять характеристику звуков;
  • развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас;
  •  развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям, любознательность;
  • воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением пчелы и, змеи; профили звуков Ш и Ж; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; карточки с буквами Ш и Ж; наборы №2, №7 «Дары Фрёбеля».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад № 12" Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием «Даров Фрёбеля» по теме: «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях»

Составила учитель-логопед: Блинова А.А.

г. Еманжелинск

2022

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционное – развивающие: 

  • закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях. Уточнять характеристику звуков;
  • развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас;
  •  развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям, любознательность;
  • воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением пчелы и, змеи; профили звуков Ш и Ж; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; карточки с буквами Ш и Ж; наборы №2, №7 «Дары Фрёбеля».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика

Развитие плавной воздушной струи «Погреем ладошки»

II. Основная часть

Выставляются картинки змеи и пчелы:

змея шипит ш-ш-ш                                                  пчела жужжит ж-ж-ж

Л.: Какой звук издаёт жук? (ж-ж-ж) Какой звук издаёт змея? (ш-ш-ш)

Сообщение темы занятия

Л.: Сегодня на занятии мы будем сравнивать 2 звука –  [ш] и [ж]. Для того, чтобы правильно произносить звуки [Ш], [Ж] , и не путать их в словах.

III. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам

Л.: Чем звуки [Ш] и [Ж] похожи? Чем отличаются?
Л.: Звуки  [Ш] и [Ж]  – согласные, всегда твёрдые. Звук [Ш] – глухой, звук  [Ж] – звонкий. При произнесении звука [Ж] горлышко «дрожит», а при произнесении звука [Н] – нет.

IV. Дифференциация звуков [ш]-[ж] изолированное, в слогах, в словах. Развитие фонематического слуха

Л.: Когда услышите звук [Ш], поднимите синий квадрат, а когда услышите звук [Ж], синий кружок (набор «Дары Фребеля» №7):

а) Ж, Ш, Ш, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ш

б) ША, ЖА, ЖУ, ШУ, ШИ, ЖИ, ЖА, ЖО, ШУ

в) жук, шар, машина, жираф, кожура, уши, школьник, жаба, кошка, ежик, шуба

V. Дифференциация звуков [ш]-[ж]. Развитие фонематического слуха

Игра «Пчёлы и змеи» (Набор «Дары Фребеля» №2)

Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, звуковой культуры речи, игровой деятельности.

Змея ПЧЕЛЕ раз прошипела:

- Один нектар с цветка мы пьём

Скажи, подружка, в чем же дело?

Иль вкусы разные есть в нем!

В тебе он превратиться в мёд

Во мне - всё в яд, аж зло берёт.

Пчела усмешки не тая:

- Я ведь ПЧЕЛА, а ты Змея!

Дети делятся на две команды, примерно одинаковые по количеству участников. Одна команда- «пчёлы», вторая «змеи». Каждая команда должна выбрать себе «короля». Затем оба «короля» выходят за дверь и ждут, когда их позовут. В это время ведущий прячет два предмета (куб и цилиндр). Пчелиный «король» должен отыскать куб («мёд», a змеиный цилиндр («ящерицу»). Команды должны помогать своим королям, издавая определё нный звук: «пчёлы- «Ж-Ж-Ж», a змеи –«ш-Ш-Ш». Чем ближе «Король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от предмета, тем звук тише.

VI. Развитие звукового анализа. Определение позиции звука в слове

Л.: У вас по 2 картинки. Поднимите и назовите ту картинку, в названии которой есть звук [Ш].  Определите место звука в слове и положите картинку в нужный сундучок.

VII. Развитие слогового анализа. Определение количества слогов в слове

Л.: Назовите картинки, которые остались. Какой звук слышится в каждом слове? [Ж]. Сосчитайте, сколько слогов в вашем слове, поместите картинку под нужную цифру.

VIII. Физминутка

На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу,  жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

IX. Корректурная проба (работа по карточкам)

Л.: Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:

Ж Х Ш М З С Ш Щ Ж Ю Х Ц Ш С

Ш Ч Х Щ Ж Ш С Ж Х Ш Щ З Ш К У Ж Х

X. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж] в предложении. Анализ предложения.  Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и  «Что больше?»

Л.: На картинках предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Скажите, кто на самом деле больше.

Дети составляют предложения. Например: Журавль больше кукушки. Лягушка больше жука. Жираф больше кошки. И т.п.

Л.: Назови первое (второе, третье) слово в предложении. Какой звук [Ш] или [Ж] слышится в этом слове?

XI. Итог. Оценка работы детей

Л.: Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем отличаются?

Придумайте слова со звуком [Ш], со звуком [Ж].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков Л, Ль - Р, Рь . ПОЛЕТ НА МАРС»

Данный конспект занятий посвящен дифференциации звуков Л - Ль, Р-Рь в словах и предложениях....

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков С, 3, Ш, Ж. Лесная школа.»

Данный конспект занятия посвещен дифференциации звуков С, З, Ш, Ж в слогах, словах, предложениях....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с нарушениями речи Тема: "Автоматизация звука [С] изолированно и в словах"

ЦЕЛЬ: автоматизировать четкое произношение  звука [С] изолированно и в словах.Возраст детей: 6-7 летИнтеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...