Технология моделирования как средство развития речи детей
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Тарахина Любовь Владимировна

практический опыт работы учителя-логопеда по использованию технологий наглдного моделирования  в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология моделирования как средство развития речи детей»

Речь - величайшее богатство, данное человеку. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

К сожалению, родители в наше время из - за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

В формировании связной речи дошкольников ярко выступает взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития ребенка.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- предметные картинки;

- силуэтные изображения;

- геометрические фигуры;

- планы и условные обозначения;

- контрастная рамка - приём фрагментарного рассказывания.

В качестве символов - заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

- предметные картинки;

- силуэтные изображения;

- геометрические фигуры.

Хочу поделиться некоторыми способами моделирования, используемых мною на логопедических занятиях.

  1. Мнемотаблицы или мнемосхемы (пример мнемосхемы по составлению рассказов – Домашние животные, Посуда и т.д.).

Этот прием очень помогает учить разные стихотворения, тексты даже тогда, когда ребенок уже учится в школе.

  1. Зрительные символы звуков на занятиях по обучению грамоте.

(Показ символов, угадывание звука по символам и чтение коротких слов – сом, шаг, нут – методика Ткаченко).

Использование движений – заместителей слов в играх и физминутках (Игра Чайничек, Летит по небу шар и т.д.).

— Чайничек — чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии.

— С крышечкой,

— Крышечка — чертит рукой в воздухе перед собой горизонтальную черту.

— С шишечкой,

— Шишечка — сжимает руку в кулак.

— С дырочкой,

— С дырочки — указательным и большим пальцами показывает дырочку.

— Пар идет.— показывает руками идущий пар.

(Потом слова и движения повторяются в обратном порядке, постепенно слова убираются и остаются только движения).

  1. Кинезиологические упражнения – замена слов движениями (зайчик – ок: на правой руке два пальца, на левой большой палец вверх, потом меняем; усложнение: между движениями - хлопок);

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология моделирования очень обширная и использовать ее можно в разных видах деятельности с детьми и взрослыми разного возраста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей"

•Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним; для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемо...

Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, ...

Моделирование как средство развития речи детей старшего возраста

Предлагаемая методическая разработка содержит описание метода моделирования...

Игровое моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо по...

Моделирование – как средство развития речи детей с ТНР

laquo;Модели –это хорошая наглядность,подсказка, зрительная опора». В.М.АкименкоИспользование наглядного моделирования вызывает интерес у детей с нарушениями речи, облегчает и ускоряет пр...

«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литерат...

Представление опыта работы по теме "Технология моделирования, как средство развития речи дошкольников"

Материал построен с учетом программы "Развитие" под редакцией Булычевой...