"Музыкально- игровая деятельность, как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи

Рубцова Виктория Владимировна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.

Консультация:

 «Музыкально - игровая деятельность,

как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель  Рубцова В. В.

2022 г.

Музыкальная деятельность детей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях. В.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки…. Без этого он засушенный цветок».

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)  можно использовать  в работе над развитием речи.

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Этот вид деятельности развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Помимо  разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа  о  ней  включает характеристику  эмоционально-образного  содержания,  следовательно,   словарь детей  обогащается  образными  словами   и   выражениями,   характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту  звуков в мелодии  так  же  предполагает  умственные  операции:  сравнение,  анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на  музыкальное,  но и на общее развитие ребенка. В играх на развитие художественного словаря закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ ( «Копилка», «Волшебный сундучок»,  «Хитрая шляпа», «Говорящий коврик» (см. «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).

В играх, основанных на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки (невербальные средства общения), развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальное мышление, воображение, посредством передачи характера и содержания музыки движением. Такие игры побуждают к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров ( «Танцующие звуки», «Художники», «Поющие

руки», «Живая картина», «Скульпторы». (см «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).

Один из важнейших видов музыкальной деятельности детей - пение.

Не случайно пение давно используют как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.  Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В процессе пения у детей развиваются не только музыкальные способности (музыкальный слух, память, чувство ритма), оно также  способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Известно, что пение давно используется для  развития  речи за счет улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного); развития связной речи за счет расширения кругозора, словаря и высокохудожественных текстов песен.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков – чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению (звукообразованию). Для этого используются разнообразные приемы, игры и упражнения.

В работе над дикцией важен показ, когда подключается весь артикуляционный аппарат, полезно проговаривать текст одними губами.  Это позволяет детям следить за правильным положением губ (игра «Испорченный телефон»).

 В работе над дикцией очень полезно пропевание знакомых песен в быстром темпе, что хорошо активизирует артикуляционный аппарат.

В работе над дыханием  используется собственный показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно после вступления к песне предложить детям «понюхать цветок» и сразу начинать петь.

Работая над чистотой интонирования, необходимо обращать внимание на эффективность  следующих упражнений, заданий, распевок, которые также способствуют развитию речи:

*Пропевание несложных мелодий с каким-либо гласным звуком (о, а, у), затем  транспонируя мелодию и меняя звук.

*Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем тоже самое на последующих.

*Пропевание имени ребенка, состоящего из трех слогов (Ма-шень-ка), пропевание ребенком коротной фразы на ту же мелодию («Я-и-ду») или («Маша», «Я здесь»).

*Пропевание слов «здравствуйте, до свидания» с разной интонацией, с разной мимикой (пропевание этих слов педагогом и повторение той же мелодии отдельными детьми или хором).

*Будем музыкантами – сыграем мелодию на дудочке, фортепиано, балалайке, скрипке, колокольчике, т.е. пропевание мелодии на слог «ду», «ля», «трень», «ти-ли-ли», «динь», сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук. ( Песня «Сыграем и споем» слова и музыка С.Г. Насауленко)

Музыкально - ритмическое движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л.Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).

На музыкальных занятиях используются  следующие упражнения:

на освоение основных движений, на развитие ориентировки в пространстве,

общеразвивающие упражнения, упражнения, регулирующие мышечный тонус, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство, активизирующие внимание, упражнения в танцевальных движениях.

Неоценимую роль в овладении танцевальными движениями оказывают «подговорки».  «Подговорки» - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование «подговорок» способствует усвоению не только танцевальных движений, но и развитию речи. В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество исполнения движения. Необходимо следить за метрической стороной произношения текста, т.к. это определяет темп выполнения движения. Хороши «подговорки» еще и тем, что дети их используют в самостоятельной деятельности, совершенствуя не только движения, но речь.

                    Подговорки.

1.Носок-пятка,  перетоп,

    Носок-пятка, перетоп.

    Вот такие молодцы,-

    Мы ребята удальцы.           (Ковырялочка)

2.Скок, скок, скок, скок!

    Вот какой у нас подскок!

    Ножку дружно поднимаем.

    И носочек книзу тянем.     («Подскок»)

Игровая форма разучивания движений помогает ребенку  правильно выполнять ритмический рисунок.

К музыкально – ритмическим движениям   относятся  танцы: парные,  с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности («Буги-вуги», «Лавата», «Если нравится тебе…» и т. д.)  

Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.

  • Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии  с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на роль ведущего. Для детей с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сфере, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Игры: «Колобок»  подготовительная группа, «Лиса и зайцы» старшая группа, «Прогулка с куклами» средняя группа, «Кошка и котята» младшая группа.
  • С помощью игр с пением можно решать многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать коррекцию пения и движения. Зная, огромное значение этих игр  в развитии речи воспитатели затем вносят их в повседневную жизнь, да и сами дети включают их в самостоятельную музыкальную деятельность («Игра с гномом» Л.А.Старченко, старшая группа; «Пугало» Т.В.Бокач средняя группа; «Бабка – Ежка» подготовительная группа).
  • Игры со словом так же, как и игры с пением, своими корнями уходят в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей, координацию движений  со словом. ( «Скок-поскок», «Из-за леса, из-за гор», «Ваша-то Наташа-то», «Трактора» и т.д.).  Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию.
  • Большую роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического текста (народной, детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают мягкость и выразительность языка.
  • Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности детей. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т.к. это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому ребенку. В ходе игры решаются задачи воспитания, чувство единения, развитие музыкальных способностей (чувство ритма, звуковысотного и тембрового слуха, формирование интереса к инструментальному творчеству).  Вопросы  при знакомстве с инструментом  «На что похож?», « Из чего  сделан?», «Как извлечь звук?» побуждают детей не только исследовать инструмент, но и  расширить кругозор.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в  соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

 Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, способствуют развитию фонетико-фонематического слуха («На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки», «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой,  «Бубенчики» Е.Тиличеевой).

Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. («Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Барабанчики», «Кто поет?» и т.д.)

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкально - игровой деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: Просвещение, 1981

2. Картушина  М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду /М.Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.;

3. Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников». Пособие для пед. дошк. учреждений. 2-е изд.-М.:Мозаика-Синтез,2005.

4. Улашенко Н.Б. Музыка. Нестандартные занятия. / - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей» , 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...