Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы) Воспитатель: Демешкина М.В.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Марина Васильевна Демешкина

К началу обучения в школе ребенок должен  овладеть родным языком, словарным запасом родного языка. То есть овладеть грамматическим строем. А именно уметь полно, связанно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или  самостоятельно составить связано текст.

Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_aktivnoy_rechi_doshkolnikov.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Раевка Ивантеевского района Саратовской области».

Развитие активной речи дошкольников

 в различных формах и видах детской деятельности

(из опыта работы)

Воспитатель: Демешкина М.В.

2022г.

Развитие активной речи дошкольников

 в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы)

Слайд 1

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития

  • Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 
  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
  • Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Условия успешного речевого развития

Слайд 3-4

1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

Развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно оценить. Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке при обсуждении спектаклей и т.д. зависит успешность деятельности ребенка его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

В процессе работы по речевому развитию старших дошкольников особое внимание уделяю развитию у них связанной речи, т.к. в настоящее время требования к развитию детей именно в данной области значительно возросли.

К началу обучения в школе ребенок должен  овладеть родным языком, словарным запасом родного языка. То есть овладеть грамматическим строем. А именно уметь полно, связанно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или  самостоятельно составить связано текст.

Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:

Непосредственная образовательная деятельность

Слайд 5-6

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую приемы, назначение которых получить от ребенка связанные высказывания, монолог. Это образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказов, подсказ словом и предложением.

Составление  рассказа из серии сюжетных картинок.

Слайд 7

В процессе обучения рассказыванию у детей формируется умение сязанно описывать изображенное, расширяется словарный запас, формируется граммотический строй речи.

В своей работе использую как сюжетные картинки («Мы для милой мамочки», «Купили щенка», «Старший товарищ» и другие), так и предметные.

В детском саду собраны наборы сюжетных картинок по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Одежда» и другие.

Слайд 8

Художественная литература

Развитие речи  посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован уголок по речевому развитию. В котором находятся детские книги, дидактические игры, картотеки пальчиковых игр, загадок, пословиц, артикуляционной гимнастики, различные театры….

В книжном уголке устраиваются тематические выставки «Времена года», «Народное творчесво»,  «День народного единства», «День космонавтики» и т.д.

В нашей группе используются такие приемы как беседы и вопросы по содержанию, заучивание наизусть, прослушивание аудиозаписей, проводим  викторины и конкурсы по сказкам.

Несомненно,  дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Сейчас очень большой выбор дидактических игр в продаже. Они очень хорошо оформлены и дети с удовольствием в них играют. Нами были приобретены готовые дидактические  игры : логопедическое лото «Говори правильно», лото «Азбука»,

«Семья и профессии», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Поиграем в магазин», «Что? Откуда? Почему?», « Едаи посуда», пазлы и др.

В любой дидактической игре важно учитывать возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсия

Экскурсия одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми. Целью экскурсии является уточнение и обогащение словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире. Первые экскурсии начинают организовывать с трехлетнего возраста детей: в соседнюю группу, на участок, на кухню. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, почта, библиотека, школа. Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся своими впечатлениями со своими родителями. Развивается связанная речь детей.

Сюжетно-ролевая игра

Хорошим помошником для развития речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра.

В группе созданы игровые центры, изготовлены декорации атрибуты, сшиты костюмы. Сюжетно –ролевую игру рсуществляю в два этапа. Первый- подготовительная работа: экскурсии, беседы, дидактические игрыи др., второй этап – сама игра. Результатработы – пополняется словарный запас, речь носит активный и ролевой характер.

Театрализованная деятельность

В процессе теарализованной деятельности и игр – драмматизаций происходит развитие речи со всех сторон: обогащение словарно-образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи, эмоциональной выразительности, дикции, обучение навыкам диалогической речи, спросить, ответить, подать реплику, выслушать. В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, одевают костюмы, подражают речью и движениями героев.

Мелкая моторика рук

Все знают, что развитие речи зависит от мелкой маторики рук. Сухомлинский пишет: « Ум ребенка находится на кончиках пальчиков». Существует несколько способов развития мелкой маторики.

1 Игры с мелкими предметами. От того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками зависит его дальнейшее развитие. Работая с мелкими деталями,

конструктором, выкладывая слова из пуговиц, ракушек, камушков и т.д. детиразвивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит развивают речь, воображение, творческое мышление.

2 Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнения для пальцев, сопровождаем чтением стихов. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задание.

Художественное творчество – это уникальное средство для развития мелкой маторики. В распоряжении детей находятся мелки, карандаши, фломастеры, цветная бумага и др. Особое внимание уделяю раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы, раскраски. Лепка необходима для развития мелкой маторики. Использую пластилин . для оформления: семена, маккароны, ракушки, камушки и др.

Прогулка.

Работа по развитию речи ребенка осуществляется не только вво время непосредственной образовательной деятельности, но иво всех режимных моментах. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире и прцессе наблюдения за природой. При планировании прогулки основной задаей ставлю обеспечении активной, содержательной, разнообразной, и интересной для детей деятельности. В ежедневный план прогулки я включаю наблюдения, подвижные, дидактические игры, сюжено-ролевые игры, художественое слово,опыт, труд. На прогулках дети отмечают все, что видят вокруг себя и тараются выразить свои впечатления словами. Я им в этом помогаю.

Работа с семьей

Ребенок успешнее овладевает речью когда с ним занимаются не только в детском саду,но и в семье. Поэтому очень важным является взаимодействие педагога с родителями. Проводим беседы, даем рекомендации для занятий с детьми дома, советы по выбору художественнной литературы. Организовываем родительские собрания. Привлекаем родителей к творческой деятельности.

В свою работу я включаю и иновационные методы работы. Один изних моделирование

Моделирование – как средстворазвития  связной речи дошкольников.

Актуальность – вызывает интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминанияи усвоения матениала, дети видят главное, систематизируют знания.

Использование моделей позволяет детям  увидеть существенные  особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания.

Работа по введению символов, опорных схем  начинается со среднего возраста. В полном объеме эта работа разворачивается в подготовительном возрасте.

Что же такое моделирование? Моделирование делится на двигательное и наглядное. Двигательное- разные виды гимнастик, наглядное – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта.

Из данных определений следует, что в основе метода моделирование лежит принцип замещение

Дети знакомятся с графическими способами, далее модель выступает в форме плана, обеспечивающего связанность и последовательность рассказа ребенка

Моделирование начинается с замещения одних объетов другими.

Заместителями могут буть геметрические фигуры, картинки.

Начала этот вид работы я с простого. Это сказки «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой» .

В своей работе над этими сказками соблюдали определенную последовательность:вспоминали сюжет сказки, сколько героев, описывали их, рассматривали иллюстрации к сказкам, обыгрывали .

Для моделирвания сказки «Рукавичка» и «Теремок»  мы использовали «Палочки Кюизенера». Сказку «Колобок» и «Лисичка со скалочкой» моделировали с помощью геометрических фигур.

Применение метода наглядного моделирования повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи дошкольников. Особенно эффективно эта работа выстраивается на сказочном материале. Сказки доступны детям для понимания, интересны и привлекательны.

МДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Раевка Ивантеевского района Саратовской области».

Развитие активной речи дошкольников

 в различных формах и видах детской деятельности

(из опыта работы)

Воспитатель: Демешкина М.В.

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

«Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы)»

ull;Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием ...

Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....

«Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

laquo;Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»...

Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности».

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.Игра – это не только развлечение, ...