Итоговое занятие-обобщение по развитию речи на тему: Осень
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Москвичева Ольга Александровна

Цели: обучение рассказыванию, учить составлять рассказ об осени с опо­рой на карточки-схемы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rasskaz_pro_osen2.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие-обобщение по развитию речи на тему:

Осень

Цели: обучение рассказыванию, учить составлять рассказ об осени с опорой на карточки-схемы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

О б о р у д о в а н и е: картинка Осень, птичка синичка (игрушка), карточки – символы из мнемотаблицы, воздушный шарик, картонные листочки с прищепками, осенние листочки из гербария.

Ход занятия

  1. Организационный момент.  Здороваемся с гостями (Дети встают и садятся) Проверить, как дети сидят.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Мы начинаем занятие по развитию речи. Ребята,  сегодня утром я вспомнила несколько загадок, но отгадки забыла. Поможете мне?

Дети: - Да!

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья. (Осень)

Пусты поля, мокнет земля, листва опадает. Когда это бывает? (Осенью)

Воспитатель: - Молодцы! Сегодня мы будем говорить об осени, и нам с вами нужно  будет научиться составлять рассказ об осени. Ребята, а кто мне скажет, почему говорят золотая осень?

Дети:  Потому что осенью листочки становятся  желтыми и оранжевыми

(звучит фонограмма трели птицы)

(стук в окошко)

Воспитатель: - Кто это?

(Ищу, откуда идет трель, нахожу птичку)

- Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая  грустная, что случилось?

(Сажаю птичку на цветок-дерево, наклоняюсь к ней)

Воспитатель: - Ребята, птичка просит помочь ей: осенний ветер не пускает ее улететь в теплые края – на юг. Но он ее отпустит, если птичка выполнит его задание. Беда в том, что ветерок  осенью так занят своей работой – сдувать листочки с деревьев, что совсем ничего не знает про саму осень. Вот ветерок и просит птичку рассказать ему про осень. А птичка прилетела к вам за помощью. Ребята, поможем птичке не замерзнуть и улететь на юг?

Дети: - Да!

  1. Воспитатель: - Ребята, нам нужно составить рассказ про осень. И чтобы нам было легче, птичка принесла с собой картинки. Сейчас я раздам каждому из вас по картинке, а потом буду читать предложения про осень. Каждому предложению соответствует картинка. Как только услышите предложение, которое можно заменить картинкой у вас в руках, поднимаем руку. (Таким образом, на доске появляется рассказ про осень из картинок мнемотаблицы)

Текст:

Осенью становится холодно.

Солнышко еще светит, но уже  не так сильно.

Часто идут дожди.

Дует сильный ветер.

Листья на деревьях раскрашиваются в разные цвета и опадают.

Осенью люди собирают осенний урожай

Птицы собираются в стаи и улетают на юг

Осень  длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Люди осенью надевают теплую одежду.

Звери осенью начинают запасать еду на зиму.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Все у нас получилось.

3. Воспитатель: Устали немного? Ребята, а не хотите ли вы сами побыть ветерками?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Давайте встанем по разные стороны от ваших столов лицом друг к другу и поиграем в игру  «Лети-лети листок». (Каждому на парту кладу сухой листочек. Дети должны дуть листочек друг к другу, чтобы он не упал. Во время игры звучит осенняя музыка)

(Пока ребята играют, воспитатель или няня разбрасывают листочки из картона на ковре)

Воспитатель: - Ну вот, ребята, почувствовали, как сложно быть ветерком? Так что вы и ты птичка не обижайтесь на него, так как он просто хочет побольше узнать про осень.

Загадка:

 Листья желтые летят

Падают , кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад?

Это просто ….. (Листопад)

4. Воспитатель: - Молодцы,  ребята! Посмотрите на наш ковер, и у нас тоже был листопад. Да вот беда. Каждую осень осенний ветер сдувает листья с деревьев и даже не знает их названия. Давайте ему расскажем и покажем, как листочки отличаются с помощью нашей игры «Листок к дереву беги»

(Выбираю двоих детей. Они встают в разных углах комнаты. Показываю картинки деревьев – клен и дуб , спрашиваю у детей какие это деревья. Надеваю картинки на голову двум детям. Прицепляю прищепки на одежду детей там, где должны будут быть листочки. Разбрасываю листочки на полу. С появлением музыки начинают собирать и прицеплять листочки. В конце  проверяем,  все ли правильно?)

  1. Воспитатель: - Птичке и ветерку очень понравилась наша игра, и теперь они различают клиновые и дубовые листочки.

Садитесь по местам, и давайте еще раз вспомним, что же мы знаем про осень? Кто сможет по нашим картинкам рассказать про осень.  (Дети должны, уже глядя на картинки мнемотаблицы, воспроизвести текст про осень , кто-то из детей может начать, а кто-то продолжить)

6. Итог занятия: 

Воспитатель: - Молодцы! Ну давайте спросим у птички, отпустит ли ее теперь ветерок  в теплые края? Ребята, птичка нам говорит огромное спасибо, и теперь она не замерзнет и улетит в теплые края!

(Звучит музыка . Привязываю птичку к воздушному шарику и отпускаю в окно. Ребята подходят к окну  и смотрят ей в след. Звучит музыка про осень)

Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы свами не только научились составлять рассказ про осень, но и помогли птичке не замерзнуть! Ребята, занятие подошло к концу, вы все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему: "Весна" в средней группе.

Данный конспект поможет уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, активизировать качественный словарь и многое другое....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая»

Возраст детей: 5 летТема: «Осень золотая»Цели занятия:образовательные Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи на тему:"Осень к нам пришла"

Закрепление представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...