Педагогический проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз – словечко, два – словечко…»
проект по развитию речи

Шемякова Татьяна Викторовна

\\

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Шемякова Татьяна Викторовна

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ детский сад "Сказка"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Педагогический проект по развитию речи

детей младшего дошкольного возраста

«Раз – словечко, два – словечко…»

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы №1, родители.

Срок реализации: 1 месяц

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок»;
  • Консультации «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
  • Круглый стол «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
  • Просвещение родителей: информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
  • Конкурс «Речецветик».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный этап.

  • Подборка и изучение методической литературы по теме;
  • Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
  • Создание «Центра развития речи» в группе;
  • Разработка итогового мероприятия «Поможем Колобку вернуться домой».

II этап. Этап реализации проекта.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта

ООД

Образовательная область

Тема организованной образовательной деятельности

Цель организованной образовательной деятельности

РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ

Тема «Что растет на грядке»

Формировать умение у детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Закреплять название овощей. Правильно произносить существительные в родительном  падеже. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями

Тема «Что растет на огороде»

Формировать умение у детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Закреплять название овощей. Правильно произносить сущ. в родительном падеже. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

Тема «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Формировать умение пересказывать сказку вместе со взрослым. Упражнять в правильном произношении звуков к – кь. Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.

Тема «Русские народные потешки» (чтение и заучивание)

Познакомить с жанром песенки и потешки. Закреплять правильное произношение звуков и - ы. Упражнять в произнесении чистоговорок с этими звуками.

Тема «Составление рассказа об овощах»

Формировать умение составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Чтение художественной литературы)

Тема «Чтение рассказа В.Осеева «Волшебная кисточка»

Формировать умение у детей внимательно слушать произведение,  эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию. Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.

Тема «Заучивание стихотворения А.А.Блока «Зайка»

Формировать умение у детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову

Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ПОЗНАВТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ   (Окружающий мир)

Тема «Моя семья»

Формировать представление детей о семье, формировать умение называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

Тема «Веселая семейка»

Продолжать формировать представление о семье, членах семьи, их отношениях.  Формировать представления о семье, своем месте в ней. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

Тема «Урок дружбы»

Формировать представления о действиях и поступках в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.

Тема «Семейные ценности»

Развивать представление о семье и семейных ценностях, родственных отношениях.  Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Дудочка», «Киска пьет молоко», «Пыхтелки», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно», «Откусим пирожок», «Птенчик», «Пила», «Топор», «Молоко», «Погреем руки», «Рычание». «Вой», «Трубочка», «Улыбка», «Белка грызет орешки», «Конфетка», «Самовар», «Ветерок», «Индюк», «Теленок пьет молоко»,

Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

БЕСЕБЫ

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Моя малая Родина», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина», «Моя любимая книга», «Мой любимый герой мультфильма», «Профессии», «Осень в гости к нам пришла»,

Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

 

ПОДВИЖНЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

«Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Сюжетно – ролевая игра «Больница», «Магазин», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Наблюдения на прогулках:

  • за живой, или неживой природой,
  • ближайшими строениями,
  • деятельностью детей,
  • трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;

2. Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;

3. Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

4. Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;

5. Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой».

6. Участие родителей в конкурс «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)

        III этап. Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта «Раз – словечко, два – словечко»;
  • Проведение итогового мероприятия – открытая организованная образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой»;
  • Постановка детьми русской народной сказки «Теремок»;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
  • Подведение итогов конкурса «Речецветик». Награждение победителей;
  • Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Фотоотчет проведения проекта «Раз – словечко, два – словечко».

Список используемой литературы

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013 г.

3. Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г.;

4. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012 г.

5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2009 г.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г.;

7. Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;

8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»....

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не выз...

Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «В детский сад – с радостью!»

Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста«В детский сад – с радостью!»...

Педагогический проект «Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста»

В содержание проекта входит анализ эффективности системы работы педагога по использованию новых здоровьесберегающих технологий, подвижных игр и упражнений по усвоению двигательных навыков и умений дет...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные пре...