Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Сазонова Анна Сергеевна

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

 

Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. И здесь, немаловажную роль играет общение, наличие коммуникативных навыков, умение вести диалог.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Изучение научно-методической литературы позволило остановить выбор на технологии детской журналистики, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.

Мы предполагаем, что обращение к детской журналистике наполнит новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности в журналистскую деятельность будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.

Возможность и целесообразность использования детской журналистики в работе с детьми дошкольного возраста подчеркивается многими учеными.

Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины, коммуникации. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области она в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами будут являться и средства журналистики. Мы предполагаем, что они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели. Например, метод интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» группы будут результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры.

Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Задачи:

- развивать интересы детей, любознательность познавательной мотивации;

- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;

- развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;

- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;

- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;

- вовлекать родителей в образовательную деятельность.

Основными принципами использования журналисткой деятельности являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, учет интересов детей в разных областях познания, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Основополагающие принципы:

- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов;

- личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самостоятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их;

- принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества;

- принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело;

- принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами»;

- принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей;

- принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.

Использование детской журналистики помогает нам:

  • знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами;
  • поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
  • привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
  • приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции).

Участвуя в детской журналисткой деятельности и наблюдение за детьми это доказывают, ребенок можем достичь следующих результатов:

- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других;

- выражает свои мысли и желания;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Помимо этого, важным результатом детской журналисткой деятельности является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией, их включение в совместную подготовку мини- проектов «Мне интересно» и подготовку «Детских новостей».

Мы считаем, что детская журналистская деятельность позволяет осветить жизнь группы, сада, поддерживать интерес к изучению родного города, стимулируя активность и самостоятельность детей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «День Победы»

Данный материал является методической разработкой, которая включает как теоретическое обоснование, так и практический материал....

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...

Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Мастер-класс для педагогов "Использование Робототехники "bee-bot" в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер – класс для педагогов «Использование робототехники «bee-bot» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»...

«Активное использование ИКТ в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста при знакомстве с обучением грамоте: работа с ресурсом LearningApps»

Мастер-класс по теме«Активное использование ИКТв образовательном процессес детьми старшего дошкольного возрастапри знакомстве с обучением грамоте: работа с ресурсом LearningApps»...