Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Плетнева Ирина Сергеевна

Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.

Программные задачи:

Образовательные:

 -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;

-продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;

- закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам;

- продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям;

- продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи;

- продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины;

Развивающие:

 - продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей;

- продолжать развивать творческие способности детей в связной речи.

Воспитательные:

-продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_roditelyami_sobaka_so_shchenyatami.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (поселка городского типа)                                          Ерофей Павлович (группы дошкольного образования)

Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами».

Старшая группа

   Воспитатель: Плетнева И.С.

п.г.т. Ерофей Павлович

2017 год.

Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.

Программные задачи:

Образовательные:

 -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;

-продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;

- закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам;

- продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям;

- продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи;

- продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины;

Развивающие:

 - продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей;

- продолжать развивать творческие способности детей в связной речи.

Воспитательные: 

-продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.

Наглядность и материал: Музыкальный центр, визуальные изображения «Волшебников», схематические изображения объектов на картине, эмблемы этапов.

Планируемые результаты: дети покажут достаточный уровень самостоятельности при выполнении практических заданий.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Форма проведения: игровая, коммуникативная.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные), действия (глаголы).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Собрались ребята в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они посмотрят, как мы с вами будем играть, давайте дружно поприветствуем их.

Ребята, вы обратили внимание, что у нас в группе появилась новая картина, а ведь эту картину принесли нам волшебники. Давайте с ней поиграем.

1 этап:   "Определение состава картины".

1. Перечисление объектов на картине:

Воспитатель: Ребята пришёл Волшебник Деления и предлагает поиграть в игру «Кто самый внимательный». Посмотрите на картину с помощью волшебных «подзорных труб». Какие объекты вы видите? (собака (давайте её назовём), щенки, бабочка, птички, ошейник, будка, трава, цветы, дерево, небо, земля, тарелка) 

Воспитатель: Кто ещё что видит?

2. Моделирование объектов

По мере называния объектов, воспитатель выставляет на доске их схематические изображения.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Дети: Играли в игру «Кто самый внимательный».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательны. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».

   2 этап:   "Установление взаимосвязей между объектами на картине".

1. Выделение двух объектов на картине.

2. Обоснование связей между ними.

Воспитатель: Ребята пришёл Волшебник Объединения. Волшебник этот молчаливый и мы должны ему помочь – объяснить связи между объектами.  Что с чем связано и почему?

Вот например собака с щенятами связаны между собой: собака мама щенят она за ними ухаживает и кормит. Что с чем связано и почему?

3. Объединение названных объектов стрелками

По мере называния связей между объектами, воспитатель чертит линии – соединения.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Один предмет связан с другим, потому что…».

            3 этап:   "Составление сравнений, загадок и метафор по картине".

Загадки.

1. Выбор объекта на картине

Воспитатель: Давайте составим загадку о собаке.

2. Выбор модели загадки («Свойства и качества», «Действия», «Части», «Часть и их количество»).

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

Воспитатель: Собака какая?

- мягкая, пушистая, быстро бегает, охраняет дом;

Мягкая, как что, кто? (перина, шарфик и др.)

Пушистая, как что, кто? (белка, пух и др.)

Быстро бегает, как кто? (как заяц и др.)

Охраняет дом, как что? (как замок и т. д.)

4. Выбор наиболее удачных сравнений.

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6. Выразительное чтение загадки.

Загадка: Пушистая, но не шарфик,

Быстро бегает, но не заяц,

Охраняет дом, но не замок.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Я смотрю на объект и могу составить загадку».

4 этап:  "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

1. Предложить «войти» в картину.

Воспитатель: Закройте на секунду глаза, и представьте, что вы находитесь в этой картине.

2. Выбрать орган чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3. Сделать речевую зарисовку возможных ощущений.

Волшебник «Я только слышу».

Воспитатель: Что мы слышим? (птички поют, щенок лает,т. д.);

Волшебник «Я чувствую запах».

Воспитатель: Чем пахнет на этой картине? (деревом, свежестью и др.);

Волшебник «Я ощущаю лицом и руками».

Воспитатель: Что на этой картине мы можем потрогать руками и ощутить лицом? (дерево – шероховатое, теплое; собака – мягкая, лохматая, теплая; ветер дует в лицо и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».

6 этап:  «Описание местонахождения объектов на картине».

1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

Объект – бабочка.

2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;

На картине бабочка. Она изображена выше центральной части, ближе к правой его стороне. Игра «Ожившая картина»: объект оживает и находит себе место на сцене (на ковре) или «Да-нет».

б) в роли самого объекта;

«Я – бабочка .Я летаю. Рядом лежит собака, чуть подальше – щенок.»

Объект - щенок

а) Щенок находиться в левой центральной части картины.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Музыкальная физминутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

Один – прыжок и два кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

(Повторяется два раза).

Дети стоят возле картины.

7 этап:  "Составление рассказов от лица разных объектов".

1. Выбрать объект (героя) на картине.

Объект – цветочек.

2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

«цветочек – воображала».

3. Войти в образ героя.

4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня … характер».

Игра «Перемещение во времени»

Воспитатель: Ребята, какое время года  изображено на картине?  Почему?

Дети: Лето, потому что цветы цветут, и т.д…

Воспитатель: Картина, которую нам подарили волшебники, называется «Собака со щенятами » Как вы думаете, почему она так называется?

Итоговое рассказывание детей

Воспитатель: Ребята, а теперь волшебники ждут от вас интересный рассказ по картине «Собака со щенятами ».

Давайте расскажем им все, что увидели и узнали. А я запишу ваши рассказы вот в эту книгу.  

Воспитатель: Молодцы ребята, все ваши рассказы я записала в книгу, а сейчас я зачитаю то, что у нас получилось и наш рассказ мы подарим волшебникам.

Совместно с родителями нарисовать рисунки по картине к книжке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" Рассматривание картины "Подрастают цыплята"

При рассматривании картины педагог обращает внимание на вопросы по содержанию картины, лаконичность рассказа. Цель: практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие интереса к расссматрива...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

Конспект непосредственно образовательного процесса по образовательной области "Речевое развитие". Рассматривание сюжетной картины "Зимние забавы" 2 группа раннего возраста

Конспект непосредственно образовательного процесса по образовательной области "Речевое развитие". Рассматривание сюжетной картины "Зимние забавы" 2 группа раннего возраста...

Конспект итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе на тему: «По дорожкам радуги в подготовительную группу»

Цель: обобщение  и  закрепление  знания  у  детей  старшей  группы.Образовательные:1.закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели.2.упр...

План-конспект индивидуального интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с ребёнком подготовительной группы. Тема: « Заучивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».

Цель: Помочь правильно воспринимать содержание произведения, формировать художественный образ речи, выучить стихотворение наизусть с помощью дидактического пособия « Книга «Парус» М....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Собака со щенятами" средняя группа

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины)....