Размышления о диалоге и мастерстве его ведения
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Елена Сергеевна

Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Размышления о диалоге и мастерстве его ведения»

Уважаемые родители!

Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

                                   

                                         «Обсудите интервью с ребёнком»

Уважаемые родители, посмотрите вместе с детьми по телевидению (ТВ) передачу «Спокойной ночи, малыши»... (или любую другую передачу, в содержании которой присутствует интервью).

Поговорите с ребенком об этой передаче. Вы могли бы обсудить следующие вопросы:

Какова тема передачи? (о чем передача)

Что для вас и вашего ребенка было наиболее интересно?

Как вы считаете, почему журналист (телеведущий) пригласил в свою передачу именно

этих людей (или сказочных персонажей)?

Какой вопрос журналиста показался вам самым интересным (смешным)?

Что нового вы узнали из передачи?

Какой была речь участников телепередачи?

Если бы журналистом были Вы, о чем Вы спросили бы гостя передачи

(интервьюируемого).

                           Интервью с ребёнком. 100 нескучных вопросов

100 вопросов ребенку, на которые ему будет интересно отвечать, которые дадут родителю кучу новой информации о детях и займут вас всех достаточно надолго.

1.Нескучные вопросы вместо «Как прошел твой день?»

• Какое событие сегодня было самым интересным?

• Что нового ты узнал за день?

• Что заставило тебя улыбнуться сегодня?

• Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?

• Что удивило тебя сегодня?

• Помог ли ты кому-нибудь?

• Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?

• Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?

• Тебе было грустно?

• Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?

• Во что ты играл сегодня со своими друзьями?

• С кем ты сидел сегодня за обедом?

• С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?

• Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?

• Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? А кто не очень?

• Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?

• Что-нибудь привело тебя в раздражение?

• Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?

• Было ли что-то, что тебя смутило?

• С чем ты был не согласен сегодня?

• Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?

• Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?

2. Вопросы, которые развивают фантазию

• Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?

• На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?

• Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?

• Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?

• Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?

• Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?

• Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?

• Какое животное могло бы хорошо водить машину?

• Каких изобретений не хватает миру?

• Что было бы, если бы машина времени существовала?

• Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?

• Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

3. Вопросы о ребенке

• Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?

• Что тебе нравится в себе? А что нет?

• Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?

• Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?

• Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?

• Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?

• Какие звуки тебе нравятся?

• Чего взрослые про тебя не понимают?

• Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?

• Какое занятие делает тебя счастливым?

• Какой праздник ты любишь больше всего?

• Как ты заботишься о других людях?

• Что вызывает в тебе нежность?

• Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

• От чего ты можешь заплакать?

• Что заставляет тебя злиться?

• Что тебя пугает?

• Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?

• Если бы у тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?

• Если бы у тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?

• Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?

• Если бы ты писал книгу, о чем бы она была?

• Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям?

• Каким был бы твой идеальный день?

• Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?

• Чему бы еще ты хотел научиться?

• Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?

• Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?

• Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты

себе дал?

• Чем ты больше всего гордишься в жизни?

• Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?

• Что ты будешь делать, если кто-то обзовет тебя?

• Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?

• Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?

• Если бы ты мог провести один день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы

делали?

4. Вопросы о жизни и устройстве мира

• Что делает человека умным?

• Как ты думаешь, что чувствуют другие люди?

• Зачем ходить в школу?

• Какой будет жизнь в будущем?

• Что бы ты поменял в этом мире, если бы мог?

• Легко ли быть ребенком? А взрослым?

• Как узнать, что ты уже повзрослел?

• Ребенок обязан уважать всех взрослых?

• Нужно ли всегда слушаться родителей?

• Как можно наказывать детей и за что?

• Имеет ли человек право украсть еду, если умирает от голода?

• Можно ли всегда делать то, что хочется?

• Зачем люди врут?

• Можно ли всегда говорить все, что думаешь?

• Почему люди разводятся?

• Почему люди ссорятся, разве нельзя обсудить все спокойно?

• Почему взрослые мало улыбаются?

• Почему люди курят, если это вредно?

• Что такое плохое и хорошее настроение?

• Что надо делать в старости?

• Что такое душа и где она находится?

• Что такое любовь?

• Как понять, что кто-то тебя любит?

• Может ли любовь длиться вечно?

• Что такое счастье?

• Можно ли всегда быть счастливым и никогда не грустить?

• Можно ли быть счастливым без денег?

• Почему богатые люди не делятся деньгами с бедными?

• Все люди равны?

• Можно ли считать мир прекрасным, если в нем есть войны и голод?

• Можно ли обойтись без войн?

• Есть ли польза от проблем и трудностей?

• Можно ли ответить грубостью человеку, который груб с тобой, или нужно оставаться

вежливым?

• Можно ли завидовать?

• Для чего нужно искусство?

• Кто определяет, что красиво, а что нет?

• Нужно ли принимать свою внешность такой, какая она есть?

• Если бы можно было издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, каким бы

он был?

• Можем ли мы менять свою судьбу или она уже предопределена?

• Для чего мы живем?

               Схема – подсказка для ведения диалога в форме интервью

Картинка –символ

Тема речевого

высказывания

Варианты речевых обращений

Вход в диалог

Приветствие

- Здравствуйте!

- Добрый день (утро, вечер)!

- Мы рады встрече с вами!

- И др.

Цель

- Разрешите задать Вам несколько

вопросов?

- Мы хотим побеседовать с Вами о …

- Расскажите нам, пожалуйста, о …

Рассказ о работе

(профессии)

- Чем Вы занимаетесь?

- Что Вы делаете?

- Что Вы можете рассказать о своей

профессии?

Обучение данной

профессии

- Где учились …?

- Кто Вас научил?

- Долго ли Вы учились?

Рабочие

инструменты

- Какие инструменты Вам нужны?

- Чем Вы работаете?

- Расскажите о своих помощниках в

работе?

Отношение к

профессии

- Любите ли вы свою профессию?

- За что Вы любите свою профессию?

Фото на память

- Разрешите с Вами

сфотографироваться на память?

Выход из диалога.

Выражение

благодарности.

Прощание

- Вы очень интересно рассказали …

- Спасибо вам за рассказ.

- Нам понравилось…

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА профессионального мастерства педагогов ДОУ «Возводим «Мосты на пути к диалогу с семьей».

Помочь воспитателям  грамотно и профессионально строить диалог с семьями воспитанников в целях сотрудничества и взаимопонимания в вопросах воспитания и развития детей....

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

Схема-подсказка для ведения диалога в форме интервью

Схема-подсказка для детей,которую можно использовать в игре "Журналисты"...

Конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ"

Конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ" учпрежден ИОЦ "Северная столица", поддержан Исполнительным комитетом СНГ, Пел...

Положение по конкурсу профессионального мастерства педагогов "Ступени мастерства"

положение поможет организовать конкурс среди  педагогов, номинации можно расширять...

Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....