Рассказывание по картине как один из методов развития речи
статья по развитию речи

Гатауллина Яна Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказывание по картине как один из методов развития речи

Роль картины в речевом развитии детей дошкольного возраста

Важнейшим направлением работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является речевое развитие. Одним из составляющих развития связной речи является составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картин. [2]

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию. [5] В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. 

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение). [2]

Подбирая картины для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Роль картинки для детей младшего дошкольного возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться к упрощенной реальности. [2] В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины. Одни из них даются только для рассматривания, другие – для рассматривания и последующего рассказывания. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. [4]

Типы картин для рассказывания

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). [6]

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. [3]

Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

  • пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
  • натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: 

  • содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; 
  • картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; 
  • условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; 
  • следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка. [2]

Рассматривание картин преследует трoйную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021.
  2. Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
  4. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /О.С. Ушакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – 167 с.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/21/statya-na-temu-metodika-rasskazyvaniya-po-kartine
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/21/statya-na-temu-metodika-rasskazyvaniya-po-kartine

G:\!!!РАБОТА!!!\Аттестация Гатауллина Я.Г. (ДС №47)\74.jpg                                       G:\!!!РАБОТА!!!\Аттестация Гатауллина Я.Г. (ДС №47)\75.jpg

                               G:\!!!РАБОТА!!!\Аттестация Гатауллина Я.Г. (ДС №47)\76.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

Развитие мелкой моторики - как один из методов развития речи.

             Развитие  мелкой моторики - как один из методов развития речи....

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Данный материал будет полезен, как родителям. так и воспитателям в ДОУ....

Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ

Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи»

Данный материал поможет родителям дошкольников понять, почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка....

Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»...