Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Варака Татьяна Михайловна

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna_2023.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

«Ранняя весна. Признаки весны»

Подготовила: воспитатель Варака Т.М.

Ступино 2023г

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

Образовательные: Расширение, уточнение, и актуализация словаря по теме «Ранняя весна».

Развивающие: Развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные: Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

 Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне, слушание песен о весне, наблюдение на прогулках за изменениями в природе, загадывание загадок; д\и «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Верно-неверно», «Путаница»;

Предполагаемый результат: Дети имеют представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе согласно возрасту.  Развита связная речь, речевой слух, мышление, зрительное восприятие и внимание, координация речи с движением, тонкая моторика. Развиты такие качества личности как самостоятельность, активность, любознательность.

Материалы и оборудование: Корзина, письмо, лепестки для «волшебного» цветка с заданиями; стаканчики с простым и зеленым карандашами, шарики су-джок для пальчиковой гимнастики, листы для выполнения задания «Обведи по точкам первоцвет» (по количеству детей), компьютерная презентация: игра «Четвертый лишний», аудиозапись песни «Веселая капель».

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу на ковре и произносят слова:

 «Рано утром на заре уж не спится детворе! В сад свой «Зоренька» спешат много юных дошколят. Мы в саду с тобой танцуем, лепим, а еще рисуем, вместе дружно мы играем, никого не обижаем, знаний много получаем». (слова Варака Т.М.)

– Давайте подарим улыбку друг другу. Ребята! У вас хорошее настроение сегодня. (дети садятся за парты).

Воспитатель: Я сегодня утром нашла письмо, давайте его прочитаем. «Дорогие ребята из группы «Колокольчик» пишет вам Весна. Ребята, всегда жили дружно четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но в этот раз Зима решила, что она самая главная и не хочет уступать место мне- Весне. Одной мне не справится, помогите мне одолеть Зиму, но для этого надо выполнить задания и собрать из лепестков «волшебный цветок». Поможете? Лепестки с заданиями я положила в корзину. Ваша Весна.»

1 задание: Отгадайте загадки и ответьте на вопросы

 «Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?»
 (март)

«Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель-
В гости к нам пришел» (апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что это за месяц?(май)

 Ребята, о чем эти загадки? (о весенних месяцах) Расскажите, что происходит в природе весной, какие приметы весны вы знаете? (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег. Потекли и зажурчали ручьи. Зазвенела капель. Появились проталины. Прилетели грачи. Расцветают подснежники. Набухли почки). Названия каких птиц вы услышали в загадках? (грач, жаворонок, соловей). Назовите этих птиц одним словом(перелетные). Каких перелетных птиц вы еще знаете? (скворец, аист, кукушка, ласточка, цапля). Что делают птицы весной? (вьют, строят, ремонтируют гнезда, откладывают яйца, высиживают, выводят птенцов). Молодцы! (воспитатель прикрепляет лепесток к сердцевине цветка)

2. задание: Игра «Верно-неверно» (сейчас я вам прочитаю предложения, а вы скажите, все ли верно и объясните свой выбор) Ребята, вас хотят запутать и еще раз проверить, хорошо ли вы запомнили приметы весны. Вам нужно выбрать одно неверное предложение и объяснить почему. Будьте внимательны!

1. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются первые проталины (ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга)

2.Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и –мачеха (ранней весной бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат) Что такое ледоход? (движение льдин под действием течения воды или ветра)

3.Набухают почки, созревают яблоки, на проталинках появляется первая трава, грачи начинают строить гнезда (яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью)
4
. С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают (листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, прикрепляем лепесток.

3 задание: «Что такое весна?» (надо рассказать и показать весну, выполняя движения) 

Физкультминутка

Это солнце золотое! (нарисовать руками круг в воздухе)

Это небо голубое! (поднять руки вверх, встав на носочки)

Это теплый ветерок! (взмахи двумя руками над головой вправо-влево)

Появившийся росток! (сложить ладони рук вместе, потянуться вверх)

Это быстрый ручеек, (бег на месте)

Удлинившийся денек, (широко расставить руки в стороны)

Это звонкие капели, (хлопки в ладоши)

 Радостные птичьи трели (руки на поясе, повороты вправо-влево)

Молодцы! Прикрепляем лепесток.

4 задание: Игра «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода

Не наденешь валенки

На снегу…..(проталинки)

Рад весне братишка Саша

И собачка рада Жулька

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась …(сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Не слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко падает…(капель)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца

Чтоб у нас жил пересмешник

Смастерили мы …(скворечник)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла…(весна)  

Молодцы! все весенние слова добавили. Прикрепляем лепесток.

5 задание: «Игра четвертый лишний» (картинки животных- еж, медведь, барсук, волк; картинки цветов- ромашка, подснежник, крокус, мать-и мачеха)

 Ребята, надо выбрать лишнюю картинку и объяснить, почему вы так считаете (отвечать надо полным ответом).

1.(ромашка лишняя, потому что это летний цветок, а подснежник, крокус, мать-и мачеха-это весенние цветы. Они появляются ранней весной самыми первыми)

-Как называются первые цветы? (первоцветы)

2. (лишний волк, потому что он не впадает в зимнюю спячку, а еж, медведь и барсук спят зимой и просыпаются весной)

 Ребята, давайте поиграем с ежиком

«Ёжик»

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

(катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

(катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху) Молодцы! Прикрепляем лепесток.

6задание: «Обведи по контуру цветок» (выполнение работы под музыку)  Воспитатель: Послушайте, о чем это задание?

«Первым вылез из темницы на лесной проталинке,

он мороза не боится, хоть и очень маленький» (подснежник) Ребята, вам нужно аккуратно по контуру нарисовать очень красивый и нежный первый весенний цветок-подснежник.

7 задание: «Найди первоцвет» Дети выходят на ковер, на котором лежат картинки с цветами (весенние, летние, осенние) и бегут по кругу под музыку. По окончании музыки дети берут в руки первоцветы? (весенние цветы?)

Рефлексия: 

Ребята, вот мы и выполнили все задания, помогли весне. Молодцы!  Посмотрите какой красивый цветок у нас получился! Какие задания вам больше всего понравились? Кому было трудно выполнять задания? (легко). Поможем еще весне, если ей будет нужна ваша помощь?

7 задание: «Найди первоцвет» Дети выходят на ковер, на котором лежат картинки с цветами (весенние, летние, осенние) и бегут по кругу под музыку. По окончании музыки дети берут в руки первоцветы? (весенние цветы?)

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я – девочка из сказки «12 месяцев». Я расскажу вам сказку. «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод Зимы». Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое чудо поможет весне победить зиму? Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ...(солнце) Воспитатель: молодцы! Ребята, какие пословицы о солнышке вы знаете? Ответ детей: При солнышке тепло, при матери добро. Зимой солнце светит, да не греет. Солнце низенько, так и вечер близенько. Солнца не закроешь, а правду не скроешь. Воспитатель: Молодцы! Много пословиц о солнышке знаете. Воспитатель: А солнышко, на что похоже? Проводится игра «Сравни и назови» Солнце жёлтое, как (одуванчик, лимон, и т.д) Солнце круглое, как (мячик, шарик, клубок) Солнце ласковое, как (мама, бабушка). Солнце румяное, как (яблоко, блинчик). Пальчиковая игра «Солнышко». Солнышко, солнышко погуляй у речки, Солнышко, солнышко разбросай колечки. Мы колечки соберем, золоченые возьмем, Покатаем, поваляем, и назад тебе вернем. Воспитатель: ребята, расскажите, как же солнце помогает весне? Какие весенние признаки на вашей картинке? Ответ детей: Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег. Потекли и зажурчали ручьи. Зазвенела капель. Появились проталины. Прилетели грачи. Расцветают подснежники. Набухли почки. Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами еще раз назовем признаки весны.

  1. Игра «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода

Не наденешь валенки

На снегу…..проталинки

Рад весне братишка Саша

И собачка рада Жулька

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась …сосулька

Снег в лесу, сугробов много

Не слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко падает… капель

Самый первый день весны

Самый-самый первый

На опушке у сосны

Распустилась… верба

Новоселье у скворца

Он ликует без конца

Чтоб у нас жил пересмешник

Смастерили мы …скворечник

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла…весна

Наш волшебный мудрый ёжик

(прокатываем по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

(катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

(катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху)

 «Ёжик»

Молодцы ребята! Вы успешно выполнили задание, теперь поиграем. Ребята мы с вами поиграем ещё в одну интересную игру, она называется «Скажи наоборот». Я буду называть словосочетания о зиме, а вы о весне. Зима холодная, а весна… Зимой солнце морозит, а весной… Зимой лед толстый, а весной… Зимой день короткий, а весной… Зимой воздух холодный, а весной… Зимой птицы тихо поют, а весной… Зимой падает снег, а весной идет… Зима уходит, а весна… Дети мы с вами повторили признаки и явления весны,

Игра «Весна пришла»

(координация речи с движением) под музыку П.И.Чайковского «Апрель»

Ребята! Давайте представим, что мы вышли на весеннюю улицу и любуемся весной.

Солнце, солнце высоко (стоят на носочках, руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло (немного приседают)

Тает снег от лучей (бег по кругу)

Все за ручейком бегите

Лужи все перешагните (ходьба по кругу)

Вот веселый воробей (руки перекрещены за спиной)
В лужице купается (выполняют прыжки по кругу)

Чистит перышки свои, (легкое поглаживание рук)

Отряхивается (трясут кистями рук)

А теперь, как воробушки, полетели, тихонечко присели (по кругу «летят»), приседают, как бы «замирают»

Молодцы! Подойдите ко мне. Много знаете о весне. А вы зиму с весной не перепутаете?

Я буду вам говорить, что бывает зимой, а вы мне отвечать, что бывает весной.

Зима ушла, весна пришла.

Зимой медведь спит, весной просыпается.

Зима холодная, весна теплая.

Зимой солнце не греет, весной греет.

Зимой идет снег, весной дождь.

Зимой сугробы высокие, весной низкие.

Зимой надевают шубы, весной куртки и пальто.

Зимой заяц белый, весной серый.

Зимой дни короткие, весной длинные.

Зимой ветер холодный, весной теплый.

Все правильно. У весны есть еще задание. Нужно рассказать, что каким бывает весной.

Я вас буду спрашивать, а вы думать и отвечать.

Какое солнце? Яркое, весеннее, слепящее, красивое.

Какая капель? Весенняя, звонкая, веселая.

Какие ручьи? Быстрые, холодные, звонкие, журчащие.

Какие проталинки? Первые, черные, большие, маленькие.

Какие подснежники? Первые, весенние, маленькие, нежные.

Ребята! Вы хотите понюхать цветы.

Тогда сделаем дыхательную гимнастику «Нюхаем цветок»

Резкий вдох носом.

Мягкий выдох на слог «Ах»

Представьте, что у вас на ладони цветок, подуйте на него.

Резкий вдох носом.

Медленный выдох – губы трубочкой.

Осталось последнее задание весны.

Игра «Ласковое слово»

Я вам буду бросать мяч и говорить слово, вы говорите это слово ласково, и бросаете мне мяч обратно.
(Солнце, ветер, ручей, цветок, ветка, лист, облако, луч, сосулька)

Ребята, подойдите к доске. Давайте составим рассказ о весне. В этом нам поможет нам наша помощница – таблица (мнемотаблица). Рассказывать по таблице нужно слева направо, не пропуская ни одной картинки. Каждая картинка – одно предложение. Дети составляют рассказ.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла (хлопают)

Ло-ло-ло – в лесу тепло (сжимают и разжимают пальцы)

Пель-пель-пель – капает капель (ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля-ля-ля – расцветай земля (делают фонарики)

Все задания весны мы выполнили. Осталось только очень захотеть, и наш подснежник распустится. А чтобы это случилось, нужно крепко-крепко закрыть глаза и про себя попросить подснежник раскрыться.

Откройте глаза, посмотрите, наш подснежник распустился.

Вот ребята наступила весна. Она останется с нами надолго и будет радовать нас солнышком и теплом.

Все задания весны мы выполнили, помогли подснежнику раскрыться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРТема: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении»...

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Весна пришла"

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Весна пришла"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по ПДД: "Транспорт. Правила дорожного движения."

Конспект по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста по ПДД: "Транспорт. Правила дорожного движения."Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме « Т...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну занимательных задач» в рамках лексической темы Транспорт.

Цель: совершенствовать и обобщать знания у детей дошкольного возраста о разных видах транспорта....