Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi-pamyat.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект интегрированного занятия

по речевому развитию

для детей старшей группы.

                                       

      Воспитатель: Халимонова

                                               Наталья Александровна

Пояснительная записка

На  сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития памяти. Одним из важных направлений развития памяти выступает создание в детском саду условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра.

Заучивание стихотворений так же является отличным способом развития памяти,  позволяющее  улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решающее задачи формирования звуковой культуры речи, овладение средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствующее выработке четкой дикции.

Но не все дети могут быстро запоминать стихи, у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Для того, чтобы пробудить интерес к заучиванию стихов, необходимо использовать разнообразные формы  работы, учитывать индивидуальное  свойство памяти, подбирать произведения, соответствующие эмоциональному состоянию детей, чтобы воспитывать любовь к поэзии, как к виду искусства.

Цель:

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передовая интонацией свое отношение к содержанию; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания ранней весны.

Образовательные области:                                                                                            

Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи:

 - развивать память, поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи;                              

-закрепить характерные приметы ранней весны при рассматривании картин и иллюстраций, умение узнавать эти приметы в стихотворении;                                 - учить детей внимательно слушать друг друга, воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины с изображением весеннего пейзажа, интерес и бережное отношение к природе.

Материалы:

 видеопроектор, слайды , красочный  конверт - письмо от Карандаша, репродукции картин  И.Левитана «Март»,  А.К.Саврасова «Грачи прилетели»,  посылка, мяч, букет подснежников, альбомные листы, акварельные краски, баночки с водой, кисти, салфетки.

Предварительная работа:

беседы о приметах и явлениях  ранней весны, о жизни растений и животных в этот период; рассматривание репродукций с изображением ранней весны, экскурсия в парк, наблюдение за природой на участке детского сада; прослушивание аудиозаписей стихов и рассказов о весне.

Предполагаемый результат:

чтение наизусть стихотворения Т. Белозерова «Подснежники»;

расширение  кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе весной;

обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями на весеннюю тему;

развитие памяти, связной речи, умение составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания;

развитие творческих способностей детей.

Источники и используемая литература:

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» СФЕРА 2016 г.

Н.В.Нищева «Конспекты в группе компенсирующей направленности»

Стихи русских поэтов о весне

Ресурсы  интернет.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Станем  рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется!

-Доброе утро.

 В: ребята, утро сегодня не только доброе, а еще и  необычное. Кто знает, почему?

Ответы детей

 В: да, ребята, сегодня первый день весны, с чем я вас и поздравляю!

Слайд №1

После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа

И приходит Царевна Весна,

Открывая собой утро года.

Какие перемены в природе показывают, что уже началась весна?

Д: ярче светит солнце, дни стали длиннее, снег уже весь растаял, кое-где появилась зеленая трава.

Мотивационный этап.

Слайд 2

  В: ребята, на почту нашего детского сада пришло письмо от Карандаша, адресованное детям старшей группы. Хотите узнать о чем написал нам Карандаш?

Чтение письма.

« Здравствуйте, друзья! У меня беда – все мои краски рассыпались и перемешались. Хотел нарисовать для вас весенний пейзаж, но  с моей памятью что-то произошло, я забыл, какие цвета мне нужны для  этой работы, и поэтому  картина у меня не получается.  Подскажите, что мне делать?»

В: ребята, как вы думаете, почему у Карандаша не получается картина? В чем причина?

Д: у  Карандаша плохая память, он не помнит, какие краски ему нужны для рисования весны.

В: совершенно верно. Что же мы можем посоветовать нашему другу? Что надо делать, чтобы память  не подводила?

Актуализация имеющихся знаний.

Д: память надо тренировать.

В:  как же тренируют память?

Ответы детей.

В: вы все правильно говорите, для того, чтобы ничего не забывать, надо выполнять различные упражнения по укреплению памяти, пересказывать рассказы, сказки, учить стихи.

А хотите проверить свою память?

Д: да

Исполнительный этап

Дидактическая игра «Будь внимательным»

(задание 1) Сейчас я назову вам несколько слов, а вы постарайтесь  их  запомнить.

Внимание! Солнце, белка, облако, лужа, снег, грачи, трава, иней, береза,

ветер.

 Повторите!

(задание 2) Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы вы бы разделили эти слова?

(задание 3) Перечислите, пожалуйста, все слова еще раз.

 Вы отлично справились с заданием!

 Игра малой подвижности с мячом «Весенние слова».

(Воспитатель бросает мяч, отвечает поймавший).

Я называю, а вы описываете:

Весеннее солнце ( какое?)

…небо,

… облако,

…сосулька

…день. Молодцы!

Рассматривание и сравнение картин И.Левитана «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Слайд №3,

Как вы думаете, какое время года здесь изображено?

Д: весна.

Как вы это поняли?

Д: тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи («Грачи прилетели»),

появилось солнышко, по дорогам бегут ручьи, яркое голубое небо («Март»).

(Репродукции убирают).

В: вспомните и назовите, какие цвета использовал художник И.Левитан в своей картине «Март».

Д: голубые, белые, светлые.

В: - в картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Д: серые, коричневые, черные, темные.

В: молодцы, ваша память не подвела.

Чтение стихотворения И.П.Токмаковой.

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины  на полях видны.

Видно очень теплые ноги у весны.

Ребята, как вы понимаете выражение «Черные проталины на полях видны».

(Ответы детей)

Слайд №4

Посмотрите, на  картине, как  раз видны эти черные проталины. И на этих проталинах из-под снега пробьются к  солнышку первые  весенние цветы – подснежники. Ребята, кто-нибудь из вас собирал подснежники? Какие они?

Слайд №5

Посмотрите, вот он первый, нежный, смелый, хоть и маленький цветок. Несмотря на то, что еще очень холодно и снег  растаял  не везде, подснежник поднимает свой хрупкий бутон вверх, тем самым говоря всем  - пришла весна, конец морозам, да здравствует теплое солнышко.  И вся природа подхватывает этот клич и просыпается от зимней спячки.

Послушайте, как  сказочно рассказал об этом поэт Тимофей Белозеров.

                Подснежники.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая,

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

В: Вам понравилось это стихотворение?

-Грустное или веселое?

-Что вы чувствовали, когда я читала его?

(ответы детей)

В: Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

-Ребята, а почему Снегурочка была чужая всем?

Д: зима закончилась, прошло ее время, всем уже хочется тепла.

-Что происходит, когда Снегурочка плачет?

Д: тает снег, вырастают подснежники.

-Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

Ребята, давайте разучим это стихотворение.

Я буду читать, а вы повторяйте за мной

Физ.минутка.

Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы сказать о подснежниках и о весне.

Давайте пойдем с вами в лес и поищем там подснежники.

Слайд №6

-Пойдем друг за другом.  В  лесу еще не весь снег растаял, и чтобы не набрать снег в нашу обувь, мы будем перешагивать сугробы, высоко поднимая ноги (дети идут в колонне с высоким подниманием колен).

-Ой, ребята, посмотрите, вот следы зайчонка, давайте попрыгаем, как зайчонок ( дети выполняют прыжки на двух ногах).

-Если один - зайчонок, а много? ( дети – зайчата), один- бельчонок, а много? ( бельчата).

А вот следы волка, он за кем-то крался, покажите как ( дети изображают крадущегося волка). Один - волчонок, а много? ( волчата ), а вот следы лисы, покажите, как ходит лисичка. Один - лисенок,  а  много? ( лисята). Молодцы.

Давайте, пока мы в лесу, расскажем наше стихотворение всем лесным жителям.

Чтение стихотворения (два раза)

Слайд №7

В: а теперь представим, что мы с вами сами стали подснежниками. Еще маленькая луковка под снегом, в земле (дети присаживаются на корточки и прячут голову между колен), но вот солнышко пригревает и небольшой росточек поднимается вверх, сквозь землю, снег к солнышку (поднимаются, тянут руки вверх). дети Соберем в ладони доброту, запах весны и разбудим весь лес. Молодцы!

Возвращаемся в группу.

Стук в дверь, посылка.

-Ребята, это от Карандаша, но коробочка с секретом, откроется, если расскажем стихотворение о подснежниках.

Дети читают стихотворение вместе с воспитателем.

В:  у вас отличная память, как быстро вы выучили стихотворение, а самое главное – накрепко запомнили!

Рефлексивно - оценочный этап

В: ребята, помните письмо от Карандаша? О чем он у нас спрашивал?

Д: Он спрашивал что делать, чтобы память никогда не подводила.

В: Что же мы ему посоветуем?

Ответы детей.

В: замечательные советы, я думаю, что Карандаш обязательно ими воспользуется  и память его больше никогда не подведет.

В: А что же в посылке?

Воспитатель достает букет подснежников.

В: какой красивый букет (передавая друг другу цветы, дети делятся своими чувствами и настроением)

В: ребята, давайте выразим свои чувства, эмоции, все, что нас переполняет, на бумаге. Мы нарисуем наше волшебное настроение и сможем  подарить его своим друзьям и близким.

(Дети  раскладывают краски, кисточки, бумагу, баночки с водой).

-Ребята, мы рады приходу весны? Как нарисуем радость? ( солнышко ).

Слайд №8

Зима закончилась и от этого немного грустно ( дождик ).

Слайд № 9

Но несмотря на грусть, мы надеемся на лучшее, на теплые и веселые дни, надеемся на счастье. Как это  нарисуем? ( подснежник )

Слайд№ 10,11.

Дети рисуют свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема :"Мы жители -планеты Земля

КОНСПЕКТ       НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      по познавательному развитию    в старшей группе «Ласточка »Тема: «МЫ ЖИТЕЛИ -ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Хлеб"

Тема:"Хлеб" откуда что берется.Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать бережное...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей средней маломобильной группы "В гостях у сказки" (квест -технологии)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3»    Конспект интегрированного занятия по речевому ра...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) с включением дидактической игры по содержанию русской народной сказки «Сивка-Бурка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Задачи:Обучающие• учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;• расширять словарный запас де...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой)

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) для старшей группы. Тема: «В мире сказок К.И. Чуковского»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Чеканка «Исламей»

Цели: закрепление знаний о символике республики Адыгея.                                        ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Русская матрёшка»

Цель: закрепление знаний о официальных символах России; познакомить с неофициальными символами России.Задачи:активизировать и систематизировать знание детей о своей Родине – России;по...