Конспект занятия по теме "Звуки Ф-ФЬ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макушева Светлана Васильевна

Дифференциация звуков [Ф] и [ФЬ].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

      Тема: «Звуки [Ф] и [ФЬ]»

      Возрастная группа: подготовительная логопедическая

                                                                                                                                                Подготовил: учитель-логопед

Макушева С.В.

Стаж работы: 19 лет

Имеющаяся категория: высшая

г. Туймазы, 2022 г.

Цель: дифференциация звуков [Ф] и [ФЬ] в речи детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать умение дифференцировать звуки по твердости – мягкости;
  • закреплять понятия твердые и мягкие согласные; 
  • закреплять навык четкого произношения звуков [Ф] и [ФЬ] в слогах, словах;
  • закреплять умение определять место звука [ф] в словах;
  • активизировать употребление в речи предложно-падежные конструкции с предлогом в;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • развивать память, мышление, мелкую моторику, внимание;
  • развивать связную речь;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать желание говорить правильно и красиво;
  • воспитывать активность и внимательность на занятии. 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа:

  • существительные: фокусник, фрукты, фата, фломастер, светофор, шкаф, футболка, телефон, фартук, кофта, футбол, фокус, форма, телеграф, лифт, фара, буфет, цифра, шарф, флаг, фото.
  • глаголы: повесить, положить;
  • прилагательные: твердый, мягкий, согласный.

Предварительная работа: ежедневное выполнение артикуляционных упражнений «Заборчик - Трубочка», «Зайчик - Волчок», «Орешек», «Грибок»; составление предложений с предлогом в.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические.

Средства реализации: проектор, использование интерактивной игры «Что положим в шкаф?»; звуковой чемоданчик; индивидуальные зеркала; Звуковички на твердый и мягкий звук; «Звуковой домик» (таблица с 9 клетками), символы твердых и глухих звуков; белые квадраты с 9 клетками, набор квадратиков-символов: крестики-нолики; предметные картинки: фрукты, вафли, фонтан, фара, филин, финики, шкаф, фуражка, форма, фартук, телефон, кофта, лифт.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья, она очень хотела посмотреть, как вы занимаетесь.  Давайте поприветствуем ее, улыбнемся, подарим хорошее настроение. (Установление эмоционального контакта).

Пальчиковая гимнастика «Книги»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

1 задание: «Зарядка для Язычка»:

- «Заборчик» - «Трубочка»;

- «Зайчик» - «Волчок»;

- «Орешек»;

- «Грибок».

Логопед. Я назову несколько слов (на доску выставляю предметные картинки), а вы догадайтесь какой звук слышится во всех словах?

Фокусник, фрукты, фата, фломастер, светофор, шкаф, футболка, телефон

Как вы думаете, каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Дети. Со звуком [ф].

Логопед. Правильно. Выставляю на доску Звуковичка.

Познакомьтесь, это Звуковичок, его зовут Фанис:

- артикуляция звука (хором, индивидуально);

- характеристика звука (согласный, твердый, глухой);

2 задание: «Крестики-нолики» - взяли все таблицу с девятью клетками и символы – крестики, нолики.

- Я буду произносить согласные звуки, если услышите звук [ф], то положите символ – крестик; если не услышите звук [ф], то положите символ – нолик:

Ф-М-Ф-Ф-К-Т-Ф-Ш-Ф

- Я буду произносить слоги, если услышите слог со звуком [ф], то положите символ – крестик, если не услышите слог со звуком [ф], то положите символ – нолик:

ФА-ВО-ФУ-ВЫ-МУ-ФО-ФЭ-ЛА-ФЫ

3 задание: «Где живет звук Ф?» - достали звуковой домик и синий квадрат:

Фартук, фрукты, шкаф, светофор, кофта, футбол, фокус, форма, телефон, телеграф, лифт, фата, фара, буфет, цифра, шарф, флаг.

Логопед. У нашего Фаниса есть братец (выставляю на доску Звуковичка), его зовут Федя. Назовите, какой это звук?

Дети. Согласный, глухой, мягкий.  

4 задание: «Твердый – мягкий» - достаньте из-под чемоданчика Звуковые домики и символы твердых и мягких звуков:

- Услышите звук [ф] положите синий квадратик, услышите звук [фь] положите зеленый квадратик: ф-ф-фь-ф-фь-фь-ф-ф-фь.

- Услышите слог со звуком [ф] положите синий квадратик, услышите слог со звуком [фь] положите зеленый квадратик: фи-фа-фо-фе-фу-фы-фё-фю-фэ. 

- Услышите слово со звуком [ф] положите синий квадратик, услышите слово со звуком [фь] положите зеленый квадратик: фокус, филин, фонтан, финики, форма, фишка, фуражка, фигура, фата.

Физкультминутка: «Скоро в школу»

Скоро в школу мы пойдем

И портфель с собой возьмем.

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш.

Будем мы читать, писать

И учиться все на «пять»!

Фанис и Федя любят играть в игру «Эхо», я буду называть слоги, а вы внимательно послушайте, запомните и повторите:

5 задание: «Эхо»:

Фа-фа-фя                фя-фя-фа

Фа-фя-фя                фя-фа-фа

Фа-фя-фа                фя-фа-фя

Логопед.  Фанис и Федя так торопились, что не успели сложить одежду в шкаф. Давайте поможем навести им порядок.

6 задание: «Кто что повесит (положит) в шкаф?» - составление предложений.

Образец:

Я повешу в шкаф футболку.

Я положу в шкаф фуражку.

Я повешу в шкаф сарафан.

Я повешу в шкаф кофту.

Я положу в шкаф носки.

Я повешу в шкаф брюки.

Логопед. Наши Звуковички Фанис и Федя очень любят фотографироваться.  Давайте составим звуковой анализ слова фото

7 задание: звуковой анализ слова «Фото»:

Дети. Первый звук: Ф – согласный, глухой, твердый;

Второй звук: О – гласный звук;

Третий звук: Т - согласный, глухой, твердый;

Четвертый звук: О - гласный звук;

Логопед.  

Сколько гласных звуков? Назовите их.

Сколько согласных звуков? Назовите их.

Сколько слогов в слове?

Итог:

О каких звуках мы сегодня говорили? Что для вас было интересным на занятии? Что было трудным? Вы были сегодня находчивы, справились со всеми заданиями. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...