Мастер-класс на тему: «Интеграция кубиков Н.А. Зайцева в образовательные области»
методическая разработка по развитию речи

Фащук Мария Александровна

Кубики Зайцева – это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения. Методика Н.А. Зайцева затрагивает зрительную, слуховую и тактильную сферы детей, происходит музыкальное, физическое и эмоциональное развитие дошкольников, у детей формируется словарный запас, развивается логическое мышление, желание самостоятельно работать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Интеграция   кубиков

Н.А. Зайцева в образовательные области»

 Воспитатель

МКДОУ БГО  Детский сад №20 комбинированного вида

Фащук М.А.

Мастер-класс на тему: «Интеграция   кубиков Н.А. Зайцева в образовательные области»

Цель:  распространение педагогического опыта по применению    кубиков Н.А.Зайцевав воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Раскрыть развивающее значение использования кубиков Н.А. Зайцева во всех образовательных областях.
  2. Познакомить с методикой работы по кубикам  Н.А. Зайцева.
  3. Распространить педагогический опыт по применению кубиков  Н.А. Зайцева.

Краткая  характеристика  пособия  Н.А.  Зайцева

Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы с кубиками Зайцева.

Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный игровой материал. Дети воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Кубики Зайцева – это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения. Методика Н.А. Зайцева затрагивает зрительную, слуховую и тактильную сферы детей, происходит музыкальное, физическое и эмоциональное развитие дошкольников, у детей формируется словарный запас, развивается логическое мышление, желание самостоятельно работать.

Методика обучения чтению Н.А.Зайцева подразумевает чтение по складам. За одну единицу здесь принимается не буква, как принято в обычных методиках обучения, а именно склад. Он представляет собой естественное усилие, которое производит речевой аппарат при произношении. Т.к. склад является естественным усилием, произносить его не составит труда ребенку практически любого возраста.

В пособие входят таблицы и кубики. Кубики различаются по цвету, по размеру, по издаваемому звуку. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения: кубики золотистого цвета с гласными буквами. В методике Зайцева они имеют название «золотые». Серые кубики – склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики. Коричневые кубики – глухой склад, «деревянные» кубики.                                        

Основной род деятельности для дошкольного возраста – игра. Поэтому занятия по кубикам построены в форме игры.

Социоконструкция, выполнение игр – заданий, афиширование, накопление информации.

Хочу предложить Вашему вниманиюнаиболее популярные типы игр - заданий.

Знакомство детей с кубиками. Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: привлечь внимание дошкольников к работе с кубиками.

Дети по- очереди рассматривают кубики, берут в руки, обращают внимание на размер, цвет кубиков и на звуки, которые они издают, пропевают вместе с педагогом.

Пропевание кубиков по таблице.

Цель игры: привлечь внимание детей к работе с таблицами. Учить запоминать алгоритм пропевания кубиков. Сначала дети за педагогом пропевают кубики по таблицам. Затем ребенок выбирает сам, какой столбик ему пропеть.

Распредели по размеру (по цвету)

Цель игры: привлечь внимание к работе с кубиками, учить осмысленно находить нужный кубик.

1 Вариант.Девочки  собирают в   обруч все большие кубики, мальчики собирают все маленькие. Проверяем, правильно ли дети справились с заданием. Пропеваем любой кубик, который выберет ребенок.

2 Вариант.Мальчики собирают все железные кубики, девочки все деревянные, на столе остаются только золотые кубики.  В итоге в одном обруче у нас все железные (звонкие) кубики, в другом обруче только деревянные (глухие), и остались золотые. Классификация кубиков необходима при дальнейшем обучении, когда дети будут писать слова. Например, нам нужно составить имя МАША, для этого нам нужен большой  железный кубик (му-мо-ма-мэ-мы-м)

Веселый паровоз.

Составляем из понравившихся кубиков с гласными складами паровозик. Чтобы он начал «движение по рельсам», склады на гранях кубиков необходимо пропеть.

Колобок.

Бросаем кубик – «колобок» в какую-либо часть комнаты. Ребенок догоняет «колобок» и читает склад на верхней его грани.

Найдем пары.

Для игры потребуются кубики и таблицы. Выбираем любой кубик. Читаем склад на его верхней грани. Находим такой же склад в таблице. Голоса животных. Вспоминаем, какие звуки произносят домашние животные (кошка, собака, корова и т.д.). Ребенок должен найти кубики со складами, соответствующими голосам животных (мяу, му, ав и т.п.).

Кочки

Цель игры: закреплять умение называть нужный склад, опираясь на таблицу.

Кубики – кочки, ребенок должен назвать склад на кубике,если называет правильно, перепрыгивает кочку, если ребенок затрудняется, педагог показывает, как с помощью таблицы можно определить склад. Сначала кочки- кубики можно использовать только с одной буквой (А), для переключения разные.

Картинки – ассоциации. Разложи кубики по домикам.

Цель игры: вызвать и закрепить у детей ассоциации каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим, развивать фонематический слух детей.

Педагог показывает картинки ассоциации, четко произносит звуки. На ковре раскладываются картинки, ребенок должен

-показать на картинке стрекозу, показать какой звук она издает, принести такой же кубик положить кубик на соответствующую картинку,

-принести кубик к молоточку, показать звук, который он издает

-найти на картинке самолет, произнести звук, который он издает, показать на таблице такую же картинку, пропеть, найти такой кубик и положить  в домик

- подойти к таблице, найти кубик Ву-Во-Ва-Вэ-Вы-В, спеть, найти кубик и положить его в домик.

Составление слов по образцу.

Цель игры: закрепление работы с кубиками, научить использовать основной принцип поиска нужного слога-склада для написания слов, развивать зрительно-моторную координацию, расширять словарный запас.

Детям дается образец, по образцу дети выкладывают слово. (Венера)

Еще один вариант, дети рассматривают образец, затем образец закрывается, дети  по памяти выкладывают слово. (Комета)

Найди зашифрованное слово.

Цель игры: закрепление работы с кубиками, научить использовать основной принцип поиска нужного слога - склада для написания слов.

По принципу лото, дети ищут на карточках зашифрованное слово (рыба, море).

Отгадай загадку.

Цель игры: совершенствование навыков работы с кубиками и написания слов.

И в морях, и в океанах

Рыба страшная живёт:

Пасть с ужасными зубами

И большой-большой живот.

 (Акула)

Ребенок отгадку должен написать сам. После того как ребенок напишет отгадку, педагог проверяет правильность написания. Показывает образец.

Рефлексия.

Работа с макетом  «Образовательные области»

Рефлексия.

Интеграция   кубиков Н.А. Зайцева в образовательные области

«Везде и всегда» - встречаются в развивающей среде, в бытовых и в режимных моментах: выкладываем из кубиков - перед едой «Что будем есть?»; «Что всем скажем?»; перед прогулкой «Куда идем?»; «Что возьмем  с собой?» «Ритуальность» -  из кубиков выкладываем - утром «Что скажем друг другу?»; вечером «Как будем прощаться?» и т.п. Используем пение по таблицам и кубикам.

«Мотивация» - должно быть желание к обучению. Не хочет сейчас, а в зоне доступа всегда - сам взаимодействуя.

«Запрет на фонемный метод» - убрать все азбуки и звуко-буквенное восприятие, только склад, как единица чтения.

«Печатание после» - когда сформирован механизм чтения «читаем по кубикам любой склад» - если до чтения, то слоги будут распадаться на буквы. Использовать чистоговорки, скороговорки возможно после выработки «механизма чтения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическое развитие»

Игровой стретчинг - это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников, специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, постро...

Презентация проекта "Лукошко для Платошки" на Региональном семинаре для воспитателей по теме "Интеграция малых фольклорных форм в современный образовательный процесс"

Хочу представить вашему вниманию опыт использования малых фольклорных форм в своей работе. Думаю, у всех есть такой опыт, у каждого воспитателя, потому что ну невозможно представить более простого и в...

Мастер-класс на тему: «Интеграция кубиков Н.А. Зайцева в образовательные области»

Распространение педагогического опыта по применению кубиков Н.А.Зайцева в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения....