Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Сложные слова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные:

- Учить образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов.

- Активизировать активный словарь сложными словами.

- Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект нод19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: Сложные слова.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Учить образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов.

- Активизировать активный словарь сложными словами.

- Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику, зрительное внимание и восприятие.
- Отрабатывать умение составлять предложения с заданным словом.

-    Развивать внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать желание заниматься и добиваться положительных результатов.
Оборудование: картинка Незнайки, предметные картины по данной теме, сундучок.

                                              Ход НОД

1. Организационный момент

Приветствие.

Раз- два – три,

Как хорош этот мир – посмотри!

Это он, это ты, это я,
Это все мои друзья!

- Незнайка нам прислал сундучок! Давайте посмотрим, что же в нем? Разные картинки. Незнайка просит нас помочь ему подружить слова и назвать новые слова.

Игра «Четвёртый лишний»    - Определите, какое слово лишнее? 

Рисунок. Рисовать. Рис. Нарисовали.

Гора. Горный. Горочка. Горевать. 

Вода. Водица. Водитель. Водный.

- Слова, которые вы называли,  имеют один  корень, одно значение, а мы познакомимся со сложными словами, которые имеют два корня.

Игра «Подружи слова»

Много разных слов у нас,

Что же делать нам сейчас?

Слова нам нужно подружить,

Чтобы новые сложить!

  • Снег падает – это … снегопад.
  • Сам катается – самокат.
  • Везде ходит – вездеход.
  • Бензин возит – бензовоз.
  • Рыбу ловит – рыболов.
  • Лес рубит – лесоруб.
  • С помощью пара возит – пароход.
  • Пчёл разводит – пчеловод.
  • Вертится, летает – вертолет.
  • Землю копает – землекоп.
  • Воду возит – водовоз.
  • Лед колит – ледокол.
  • Змей ловит – змеелов.
  • Пчёл разводит -   пчеловод.
  • Сады  разводит -  садовод.
  • Собак разводит – собаковод.
  • Землю копает -  землекоп.
  • Трубы  чистит – трубочист.        

           Воду  проводит – водопроводчик.

Игра   «Новое слово».

- Прослушайте стихотворение и назовите новое слово.

                  Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайника струился,

Над кастрюлями клубился.

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове выход,

В слове вход.

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Так и жили врозь они,

Повстречаться не могли.

Но вдруг их соединили,

По воде они поплыли.

                  В паре ходят ПАР и ХОД.

                      Получился  … пароход!

-   Назовите новое слово. (Пароход)

Игра «Один — много»

Один самолет – много самолетов.

Слова: самолет, вертолет, ледокол, бензовоз, водовоз, лесоруб, самокат, вездеход, паровоз

Физминутка

Слова бывают разные:           

Весёлые, забавные,

Простые и серьёзные

И очень-очень сложные.        

Руки на поясе. Повороты вправо-влево.

Листопад – слово летящее.       

Движения кистями рук сверху  -вниз.

Снегопад – слово блестящее.    

Ладошки вправо- влево.

Звездопад – слово искрящее.     

Поднимают руки вверх.

Водопад – слово бегущее.      

 Опускают руки вниз.

Загадки.

- Незнайка подготовил для нас загадки. Давайте попробуем их отгадать.

1. Машинам всем замедлить ход!

Пешком проходит … (пешеход).

     2.Увидеть осенью я рад

     Паденье листьев — … (листопад).

3.На носу свой носит рог

Зверь свирепый … (носорог).

     4. Пилот зовёт людей в полёт –

     Сам летает … (самолёт).

5. Замечательный прокат!

Сам катился … (самокат).

      6. Пчела в улей мёд несёт.

      Пчёл разводит … (пчеловод).

7. Топором огромный дуб

В лесу рубит … (лесоруб).

       8. Вот так чудо! Он со вкусом
      Может кушать пыль и мусор!
      И жужжит, как сотня ос,
      Работяга… (
Пылесос)

9.Пошла Муха на базар
И купила … (самовар).

Назовите новые слова  (пешеход, листопад, носорог, пылесос, самовар)

Игра «Слова поссорились»

- Ребята, теперь мы знаем, как подружить слова! Но бывает и так, что эти сложные слова ссорятся и делятся опять на 2 слова.

- Послушайте:  бензовоз – бензин возит.

Самовар – сам варит … и т.д.

Игра «Придумай предложение со словом»

1. Как называется приспособление для тушения огня? (Огнетушитель.)

- У нас стене висит огнетушитель.
2.
 Как называется машина, очищающая дороги от снега? (Снегоуборочная.)

- По дороге едет снегоуборочная машина.
3.  Как называется человек, который разводит пчел? (Пчеловод)

- Пчеловод смотрит за пчёлами

- Ребята, сегодня мы с вами учились образовывать сложные слова. Главное запомните, чтобы получились сложные слова, надо подружить одно словом с другим.

- А теперь пусть каждый скажет по одному сложному слову, которое мы называли на занятии.

- Понравилось ли вам придумывать и  называть новые слова?

- Незнайка, говорит вам большое спасибо, теперь он знает много новых сложных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «В мире и дружбе», образовательная область «Социализация»

Программное содержание:Цель. Продолжать закреплять  представление о том, что планета   Земля-это дом для всех людей, который нужно любить. Закрепить представление об индивидуальных особ...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»Коррекционно – образовательные цели:- Закрепление представлений о диких животных;- Уточнение...

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Тема: "Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду"Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно-графический план. Задачи: ОбразовательныеУчить совершенствовать связ...

Конспект ООД для подготовительной группы компенсирующей направленности на тему "Звери и птицы готовятся к зиме"

Занятие направлено на закрепление знаний детей о жизни диких животных и птиц....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...