«Ознакомление со звуком [Ч]». Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Полозова Александра Викторовна

Конспект занятия для детей средней группы

по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)

на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]»

 

Цель: познакомить со звуком [Ч], учить выделять звук [Ч] в словах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_ch.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей средней группы

по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)

на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]»

Цель: познакомить со звуком [Ч], учить выделять звук [Ч] в словах

Интеграция образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие».

 

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. познакомить детей со звуком [Ч];
  2. отрабатывать произношение звука [Ч] изолированного и в словах;
  3. учить выделять звук [Ч] в заданном слове, определять место звука в нем;
  4. совершенствовать умение различать согласные звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости;
  5. расширять и совершенствовать словарный запас детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. формировать в  детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
  2. воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. развивать мелкую и общую моторику;
  2. учить снимать физическое и эмоциональное напряжение;
  3. развивать артикуляционный аппарат.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Закреплять умение выполнять комбинированную работу, навыки работы с карандашами, клеем, тканью;
  2. Развивать воображение;

Методы и приемы:

- практические: артикуляционная гимнастика, коммуникативная  игра «Тропинка», физкультминутка «Мандаринка», выполнение аппликации.

- наглядные: демонстрация игрушек, иллюстраций с изображением предметов, дидактическая игра «Что лишне»;

- словесные: дидактические упражнение «Что у Чебурашки в чемодане», «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови ласково»

Логика образовательной деятельности:

п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Коммуникативная игра «Тропинка»

- Ребята, сегодня к нам приедет сказочный гость. Прибудет он на поезде. Давайте скорее отправимся его встречать.

Дети сидят полукругом на стульчиках, затем встают, берутся за руки , отправляются на вокзал.

Под песню А.Усачёва «Тропинка» дети движутся по группе, держась за руки. Когда звенит колокольчик, первый ребёнок перебегает и становится последним. Игра длится до тех пор, пока каждый не побывает в роли первого.

Создание эмоционально положительного фона занятия

2. Сюрпризный момент

Перед детьми на магнитной доске расположен поезд.

- Вот мы приехали на вокзал! А вот и наш поезд. Заглянем в окошко и посмотрим, кто к нам приехал?

- Правильно, это Чебурашка!

Давайте пригласим его к нам в гости!

Дети участвуют в разговоре

Пробуждение интереса к занятию

3. Артикуляционная гимнастика

- Чебурашка приехал познакомить нас с новым звуком, но прежде давайте напоим гостя чаем.

Для этого поставим на стол чашечки. Давайте язычком изобразим, какие у нас ровные красивые чашечки;

а  к чаю у нас есть сахарные трубочки. Давайте тоже их изобразим;

а еще мы испекли блинчики. Покажите, какие у вас ровные, красивые блинчики.

Блинчики были с вареньем, а вы все испачкались. Давайте оближем губки, уберём с них варенье.

- Ну а теперь давайте покажем фокус Чебурашке.  (маленькие легкие помпоны кладут на нос, дуют, чтобы он взлетали)  

 

Дети по очереди ставят на стол называемый воспитателем предмет, демонстрируют упражнение артикуляционной гимнастики, остальные также его выполняют

Подготовка артикуляционного аппарата к работе

4. Сообщение темы занятия.

Знакомство с характеристиками звука [Ч]

- Ребята, Чебурашка приехал, чтобы познакомить вас со звуком, на которое начинается его имя.

- Послушайте внимательно «Чебурашка».

- Какой звук вы слышите в начале имени нашего гостя?

Правильно, это звук [Ч]

- Где вы еще слышали такой звук? (ответы детей)

- Правильно, а еще такой звук издавал паровозик, на котором приехал Чебурашка. Наш язычок тоже умеет петь песенку паровоза.

Губы слегка вытянем вперёд трубочкой, зубы почти сожмём, а кончиком язычка постучим в потолок.

Вот так получается звук как у паровозика «ч-ч-ч-ч-ч»

Наш звук  играет с ветерком. Поднесите ладошку ко рту. Чувствуете, что вместе со звуком [Ч] из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок.

- При произношении звука [Ч]

воздух встречает препятствие, значит [Ч] согласный.

- Поднесите ладошку к горлышку, послушайте, звенит ли там колокольчик, когда вы произносите звук [Ч]?

- Верно, колокольчик не звенит, при произношении много шума. Значит он глухой.

- Как вы думаете, звук [Ч] мягкий или твердый?

 - Звук [Ч] всегда мягкий и глухой.

 

- Звук [Ч] любит гулять по зелёной полянке. Сейчас я буду произносить разные звуки. Когда вы услышите звук [Ч], нужно встать на полянку: Т, Ч, Щ, Ш, Ч, Ч, С.

- а теперь я буду произносить слоги, когда услышите слог со звуком [Ч], тоже нужно встать на полянку: ТЯ, ЧА, СО, ЧИ, ЛА, ТЮ, ЧУ.

- слова: чудо, насос, кочка, мячик, вата, девочка, туча.

Отвечают на вопросы воспитателя

- Звук [ч] глухой. Потому что, когда мы его произносим, колокольчик в горлышке не звенит

- звук [ч] мягкий

Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, встают на зелёную полянку, когда услышат звук [Ч]

 Развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать звук [ч] изолированно, в слогах, в словах

5.Автоматизация звука [Ч]

Дидактическая игра «Громко-шёпотом, быстро-медленно»

- Чебурашка хочет предложить вам поиграть в одну игру.

Я говорю, а вы внимательно слушаете и повторяете. Но не просто повторяете, а произносите с таким оттенком речи, о котором я попрошу:

- (громко) чу-чу-чу – я гулять хочу;

- (шёпотом) чи-чи-чи – пироги в печи;

- (быстро) чо-чо-чо – как горячо;

- (медленно) ач-ач-ач – прилетел грач;

- (громко) уч-уч-уч – у меня ключ;

- (шёпотом) оч-оч-оч – скоро ночь.

Дети произносят чистоговорки с заданным характером речи

Отработка произношения звука [Ч]

6. Дидактическая игра «Что у Чебурашки в чемодане?»

- Ребята, Чебурашка привез с собой много занимательных вещей. Но в чемодане у него все перепуталось. Он просит нас помочь найти, только те, в которых есть звук [Ч].

(Вещи в чемодане: чашка, часы, чепчик, печенье, чеснок, ключ, мяч, чай, свеча, черепаха, чайник и предметы, а также предметы, в названиях которых нет звука [Ч])

Дети называют предметы, в названиях которых есть  звук [ч].

Дети учатся слышать звук [Ч] в словах

7. Дидактическая игра «Придумай предложение»

- У Чебурашки есть для вас еще одна игра. Наш Чебурашка очень любит апельсины и мандарины. Ваша задача выловить из контейнера с крупой мандарин с картинкой, назвать её. И, если в этом слове есть звук [Ч], то придумать предложение с этим словом. Слова: печь, меч, врач, чашка, грач, калач, ключ, сачок, качели, удочка, обруч, черника; машина, кукла, матрёшка)

Дети достают из контейнера с крупой мандарины (пластиковые) с картинкой, называют слово, если в нём нет звука [Ч], откладывают, если есть - придумывают предложение

Дети учатся слышать звук [Ч] в словах, использовать слова  с данным звуком в речи

8. Физкультминутка

- Предлагаю поиграть с нашими мандаринками.

Проводится игра «Мандаринка» (под музыку М. Федоровой)

Дети располагаются по кругу, под музыку передают друг другу одновременно 2-3 мандарина, со словами «Стоп», дети, у которых оказались в руках мандарины, выходят в  центр круга.

Все произносят слова:

Вы вокруг посмотрите,

Где звук [Ч], назовите.

Дети, стоящие в центре круга, называют по слову со звуком [Ч].  

Снятие физического напряжения. Развитие умения находить слова с заданным звуком

9.Дидактическая игра «Назови ласково»

- А теперь поиграем в игру «Назови ласково».

- В этой игре я буду показывать вам картинки. А вам нужно будет найти такой же предмет только маленького размера на доске и назвать его.

 Слова: звезда, ёлка, облако,  ключ, иголка, птица, барабан, пень, цветок)

Дети образуют уменьшительно-ласкательные формы слов. Делают вывод, что в ласковых словах слышат звук [ч]

Совершенствование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов

10. Подведение итога занятия

Дидактическая  игра «Что лишнее»

- Чебурашке очень понравилось у нас в гостях, но ему пора отправляться дальше! Давайте проводим нашего гостя.

- Чебурашка говорит, что в вагончиках этого поезда должны ехать предметы, в названиях которых есть звук [Ч].  Поможем правильно заполнить вагончики?

Картинки:

- чайник, чебурашка, черепаха, телефон;

- черепаха, ключ, чеснок, карандаш;

- чемодан, чашка, человек, часы, книга

Дети находят лишние предметы на картинках

Закрепление полученных на занятии знаний

11. Рефлексия

- Скажите пожалуйста, кто к нам приезжал в гости?

- С каким новым звуком нас познакомил Чебурашка?

- Звук [Ч] согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Глухой или звонкий?

- Кого из сказочных героев вы хотите позвать в гости в следующий раз?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в Цветландию»

Образовательная деятельность направлена на активизацию речи детей через названия предметов, упражнении в подборе слов, противоположных по смыслу....

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...

Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Проказы Бабы Яги»

Конспект  занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП)                   ...