Нравственное воспитание в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с нарушением речи посредством пословиц и поговорок
статья по развитию речи

Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акифьева Татьяна Викторовна

БДОУ «Детский сад компенсирующего вида №400», г. Омск

Нравственное воспитание в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с нарушением речи посредством пословиц и поговорок

Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.

В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию ребенка, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания (А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К., Харламов и др.).

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих педагогов к нравственному воспитанию дошкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Однако решение задач нравственного воспитания детей с нарушениями речи на основе фольклора недостаточно исследовано.

К. Изард отмечает, что для воспитания действенно то, что вызывает определенные эмоции, воздействует на чувства, «западает в душу». В старшем дошкольном возрасте самые яркие эмоции вызываются произведениями устного народного творчества. В данной связи мы и говорим о необходимости воспитания детей на материале народного фольклора, поскольку он вобрал в себя лучшее, что накоплено народом за все время его существования.

Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до настоящего времени не как голая мораль, а в виде краткой, ёмкой, рифмованной строчки. А ритм и рифм дети воспринимают особо: искренне и с большой верой. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии.

Возможность использования пословиц в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями речи обусловлена несколькими причинами. Во-первых, пословицы легко и прочно запоминаются в связи с их краткостью, разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Во-вторых, эмоционально окрашенные, они, как и люди, «переживают» весь спектр эмоций: смеются, печалятся, плачут, пугают, предостерегают. В-третьих, их неоспоримое достоинство- наглядность, очевидность: что есть в пословице, то есть и в жизни. В-четвертых, они близки жизненному опыту, так как отражают бесценное наследие народа. В-пятых, учат детей житейской мудрости, регулируют поведение людей в обществе. В-шестых, оказывают значительное влияние на речевое развитие дошкольников.

У детей с нарушением речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие пословицы и поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство поговорок – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

В результате коррекционной работы с использованием пословиц и поговорок развивается эмоциональная сфера детей. Чтение пословиц и поговорок приносит дошкольникам радость и эстетическое наслаждение. Используя их в своей речи, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику [1, с. 84].

Таким образом, пословицы и поговорки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной деятельности. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его лаконичность, приобщение именно к такой форме изложения собственных мыслей способствует формированию образности речи, словесному творчеству.

Отметим примерные этапы коррекционно-воспитательной работы с пословицами:

  1. Познакомить детей с пословицей;
  2. Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов, подобрать слово, используемое в настоящее время;
  3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит;
  4. Предложить детям подумать, в какой житейской ситуации можно ее употребить.

Выбор и содержание пословиц и поговорок должен соответствовать календарно-тематическому планированию коррекционной работы.

Так, по темам: «Профессии», «Откуда хлеб пришел?» можно использовать пословицы, связанные с понятием «работа». Они говорят о значимости работы для жизни каждого человека: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»; «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий, и без усилий, старания никакого дела не сделаешь. Прочитав пословицу «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть», предлагаем осмыслить её содержание, вспомнить случай, когда можно было бы ее употребить. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.

При беседе по темам: «Родина», «Наш край» важно использовать пословицы, характеризующие значимость Родины для человека: «Всякому мила своя сторона»; «На чужбине и собака горюет». К пословицам с прямым значением относятся: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; «На чужбине жить - слезы лить»; «Рыбам - море птицам - воздух, а человеку – Родина». Пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать это место: «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома»; «Где сосна взросла, там она и красна».

Слово «Родина» и его синоним «Отечество» активно употребляется в детской речи.

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставляем предмет или явление с другими. Таким образом, начинаем работу над отдельными словами и их значениями, только потом переходим к объяснению прямого либо переносного значения пословицы в целом.

При изучении темы «Семья и я», можно использовать такие пословицы:

  • «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»;
  • «Хороший сын отцу радость, а плохой – печаль»;
  • «В родной семье и каша слаще»;
  • «Материнская ласка конца не знает» [3, с. 38].

Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:

1. Соедини начало и окончание (дети подбирают вторую часть пословицы и раскрашивают оставшуюся половину сюжетной картинки);

2. Какая пословица лишняя (дети по опорным картинкам делают выбор и исключают лишнюю пословицу);

3. Какая пословица подходит к картинкам (к двум предложенным пословицам дети подбирают картинки и раскрашивают только те, которые понравились);

4. Составь продолжения к пословицам. Например:

«Человек без друзей, как дерево без корней»:

-одинокий муравей;

-бабочка без цветка;

-одна звездочка на небе и т.д.

«Без друга на душе вьюга»:

-на душе грустно;

-не интересно.

5. Изобрази, как ты понимаешь пословицы:

-У страха глаза велики.

-У нашего Трошки задрожали ножки.

-Прячется, как лягушка в камышах и т.д.

         6. Составь правило к пословице «В правде - сила»:

-говорить всегда правду;

-не разглашать тайны своего друга без его согласия;

-не перекладывать свою вину на других;

-помогать говорить правду своим близким;

-учить говорить правду младших по возрасту.

         7.Какая пословица лучше:

«Если себя не похвалишь - никто не похвалит» или «Не хвали себя сам- пусть люди похвалят» (если дети затрудняются раскрыть суть этой пословицы, то находят ответ в сказке «Заяц -Хваста»).

8. Нарисуй картину по пословице: «Как вся семья вместе, так и душа на месте» (старшая группа); «В семье лад, так и не нужен клад» (подготовительная группа) [4, с. 49].

Безусловно, не стоит каждый раз объяснять детям значение каждой пословицы. Следует преподносить их в конкретном тексте, игре, ситуации.  Можно также организовать беседу.

Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы и поговорки в работе с детьми, имеющими нарушение речи, значительно обогащает их, делает более внимательными к слову, к языку, развивает познавательную деятельность. Систематическая работа с пословицами способствует воспитанию у дошкольников эстетического вкуса и нравственных качеств личности, развивает их эмоциональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Список литературы

  1. Баландина Л.А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д: Феникс. 2003. (Серия «От детского сада к школе»).
  2. Глухое В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.
  3. Розе ТВ. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - "М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ACT, 2000.
  5. Фопель К. С головы до пят / Пер. с нем. М.: Генезис, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы

Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации

Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры.   Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игров...

Опыт работы по теме: "Коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности"

Основная идея: использование изобразительной деятельности  в коррекции нарушений речи  позволит более эффективно и продуктивно  влиять на развитие речи дошкольников и формирование мелко...

Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...