НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Дерево родственных слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цели: 1. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные    слова».  

            2. Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного

                 текста.

            3. Учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные

                 слова.

            4. Закрепить у детей навык образования относительных прилагатель-

                ных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия16.75 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: Дерево родственных слов

Цели: 1. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные    слова».  

            2. Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного

                 текста.

            3. Учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные

                 слова.

            4. Закрепить у детей навык образования относительных прилагатель-

                ных.

  1. Организационный момент.

Предлагаю детям назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из:

Чугуна – чугунный;

Дерева - …

Бумаги - …

Резины - …

Камня - …

Серебра - …

Стали - …

Металла - …

Пластика –

Золота - …

Глины - …

Фарфора - …

Хрусталя - …

Пластмассы - …

Стекла - …

Кожи - …

Дуба - …

(Упр. «Из чего – какой?»)  

Дети, правильно образовавшие относительные прилагательные, садятся в кружок на ковре.

Когда все дети сели, логопед обращает их внимание на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун – чугунный и т. д.)

  1. Основная часть.

Рассказываю детям сказку.

Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь.  

      Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как   родственники. И назвали люди такие слова родственными.

Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

Ребёнок: Я вижу, как растёт трава

                 И как цветы цветут,

                 Но где же выросли слова

                 И как они живут?

Показываю детям картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них вставлены листики – карточки с написанными на них родственными словами: сад, рассада, посадки, пересадка, садить, садочек, садик, садовод, садовник, садовый.

   

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,  

Вот ещё посадки рядом.

Здесь садочек и садовый,

Пересадка и садить.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Слова, как родные, похожи чуть- чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Родственные слова ещё раз прочитываются, с помощью логопеда анализируется их звуковая и смысловая общность.

Выбор родственных слов из стихотворения.

Прошу детей внимательно слушать и найти в тексте родственные слова:

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберём,

Рыбного супа в тарелки нальём.

Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.

Предлагаю детям поехать в лес и там поискать родственные слова.

Упражнение «Как назвать остановку?»

Трамвая – трамвайная;

Автобуса – автобусная;

Троллейбуса – троллейбусная.

Дети приходят в «лес» (декорации леса и картинки с изображением звериных семей.)

Дети называют семьи:

Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д.

Логопед объясняет, что это тоже родственные слова.

Динамическая пауза

Прошу детей изобразить заячьи прыжки, медвежью походку, волчье рычание. Детям предлагается назвать зверей, действия которых они изображали. Далее идёт объяснение, что пары слов заяц – заячьи, медведь – медвежьи и т. д. тоже являются родственными.

Выбор неродственного слова из ряда родственных.

  Напоминаю, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении; затем предупреждает детей, что сейчас не все слова в цепочке будут родственниками.

Конь, конюх, конюшня, жеребёнок, конница.

  Анализируя смысл и звучание слов, логопед помогает ребятам выбрать неродственное слово (жеребёнок).

  - Сейчас опять не все слова в цепочке будут родственными, и, чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

Проводится работа с группами слов:

Рука – рученька, ручной, рукомойник, безрукавка, вокруг, рукодельница, рукава, однорукий, рукастый.

Дорога – дороженька, дорогой, подорожник, придорожный, дорожка, дорожный.

Игра с мячом.

  - Давайте вернёмся на поляну и поиграем с мячом.

Поймавшему мяч ребёнку предлагается назвать детёныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, и сказать, родственные ли это слова.          

Черепаха – черепашонок.

Слон – слонёнок.

Овца – ягнёнок.

Медведь – медвежонок.

Корова – телёнок.

Белка – бельчонок.

Собака – щенок.

Свинья – поросёнок.

Лошадь – жеребёнок.

Кот – котёнок.

Лев – львёнок.

Ёж – ежонок.

Лиса – лисёнок.

Коза – козлёнок.

Итог занятия.

Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

Использование мнемотехники в подготовительной к школе группе при изучении родственных слов

Как помочь детям  научиться подбирать родственные слова? Как помочь им справиться с огромным потоком информации? В этом поможет мнемотехника. ...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебные слова»

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте как...

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Сложные слова"

Коррекционно-образовательные:- Учить образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов.- Активизировать активный словарь сложными словами.- Упражнять в образовании существительных множественно...