Конспект НОД по развитию речи на тему "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ушакова Мария Александровна

Материал предназначен для педагогов, позволяет развивать связную речь и ассоциативное мышление детей, используя технологию мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_moyo.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД

по развитию речи в старшей группе

с применением мнемотаблиц.

Тема: Дикие животные.

 Автор конспекта НОД: Ушакова Мария Александровна.  

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: развивать связную речь и ассоциативное мышление детей, используя технологию мнемотехники.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей доброту.
  2. Воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, навыки речевого общения.
  2. Развивать логическое мышление, умение использовать схему как основу для составления рассказа.
  3. Развивать познавательную и речевую активность детей.

Образовательные:

  1. Активизировать знания детей о диких животных.
  2. Создать условия для составления детьми рассказа по заданному схемой (мнемотаблицей) сюжету.
  3. Обогатить речь детей за счёт антонимов
  4. Целевые ориентиры: В процессе занятия показать детям, как технология мнемотехники помогает быстрее составить рассказ.
  5. Средства (оборудование): карты мнемотехники. Волшебный мешочек. Игрушка – лиса. Интерактивная доска.

        

Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Прежде чем начать беседу, каждому нужно подготовиться и настроиться:

Запоминает наша голова, важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!

II. Основная часть

1.Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что это?

Дети: волшебный мешочек

Воспитатель: правильно, это волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Воспитатель: правильно, ребята, это лиса

Воспитатель: как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса?

Дети: у нее длинный пушистый хвост…

2. Беседа. 

Воспитатель: теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, давайте составим описательный рассказ по опорным картинкам про нашу гостью.

Дети: составляют описательный рассказ по мнемотаблице

Воспитатель: молодцы, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.

Воспитатель: Ой ребята, а я не могу открыть конверт с загадкой. Они - наверное заколдованные. И правда, здесь написано: «Чтобы открыть конверт с загадкой, необходимо выполнить задание»

Задание № 1: игра - «Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя - хором произносят нужное слово.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, теперь можем отгадать загадку.

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.                                                   (Заяц)

Воспитатель: теперь, ребята, давайте составим описательный рассказ по опорным картинкам про зайца.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы можем приступить к следующей загадке. Но вы помните, чтобы открыть конверт с загадкой, необходимо выполнить задание

Задание № 2: игра- «Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать у детей слуховое внимание, память.

Игровое правило. Называть диких животных, названия которых начинается с загаданного звука.

Ход игры. Воспитатель произносит звук, а дети называют диких животный, название которых начинается с этого звука: Л (лиса, лось, лев, лемур, леопард), Б (белка, бобёр, барсук, бегемот), В (волк, верблюд), Т (тигр, тюлень), К (крот, кабан)…

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, теперь можем отгадать загадку.

Он ходит летом без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.                                                     (Медведь)

Воспитатель: теперь, ребята, давайте составим описательный рассказ по опорным картинкам про медведя.

Физкультминутка

Воспитатель: ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Дети: да

Воспитатель: тогда встаем в круг.

«Дикие животные».

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда.
А где достать – не знал.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы можем приступить к следующему конверту. Но вы помните, чтобы открыть конверт с загадкой, необходимо выполнить задание

Задание № 3: игра - «Чей это хвост?»

Дидактическая задача: Развивать грамматический строй речи.

Игровое правило. Называть слова, отвечающие на вопрос ЧЕЙ?

Ход игры.

У зайца хвост (заячий),

у волка хвост (волчий),

у медведя хвост (медвежий),

у лисы хвост (лисий)...

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, теперь можем открыть конверт и отгадать загадку. Ой, а здесь не загадка, здесь вопрос:

«Где встречаются вместе заяц, медведь, лиса?»

Дети: Ответы детей (в лесу). 

Воспитатель: А ещё они все вместе встречаются в сказках. Вы помните в каких?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей», «Рукавичка»…

Воспитатель: Молодцы ребята, за ваши старания и успехи, лесные жители дарят вам книгу, в которой собраны все сказки про них. Мы обязательно с вами будем её читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Задачи:1.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация словаря.2.Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы...

Конспект ООД по развитию речи тема "Дикие животные"

Представлен конспект организованной  образовательной деятельности по развитию речи "Дикие животные"....

Конспект НОД по развитию речи на тему "Животные жарких стран" в подготовительной группе

Игровое занятие по речевому развитию детей с использованием ТРИЗ технологии и технологии мнемосхемы.Занятие позволяет в игровой форме обобщить знания детей о животных жарких стран, активизировать слов...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Животные жарких стран" в подготовительной группе

Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран. Формировать умение составлять описательный рассказ о животном исполь...

Конспект НОД по развитию речи "Рассказ про животных" для старшей группы

Цель: создание условий для формирования умения у детей составлять описательные рассказы о животных, используя мнемотаблицу.Образовательные задачи:- способствовать формированию у детей навыка использов...

Конспект НОД по развитию речи Тема: "Домашние животные"

Развитие речиТема: «Домашние животные»Цели: развивать связную речь при закреплении знания детей о домашних животных;- совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательн...