План-конспект занятия в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Марина Анатольевна Седнева

Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей

«Веселые ладошки» на материале русских народных сказок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa_otkrytoe_zanyatie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

в средней группе

по образовательной области «Речевое развитие»

Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей

«Веселые ладошки» на материале русских народных сказок

Учитель – логопед : Седнева М. А.

Программное содержание:

«Речевое развитие»

  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Использовать различные приемы в речевом развитии: драматизация, ТРИЗ, мнемотехника.
  • Формировать интерес к использованию в речи наиболее употребительных существительных и глаголов по отношению к сказочным героям.
  • Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды предложений.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству.
  • Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Дидактический наглядный материал: Презентация, сундучок со сказками, три письма, карточки с загадками, фигурки деревянные, фигурки магнитные, мнемотаблица .

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.

Методические приемы:

  1. Проблемная ситуация : все сказки перепутались в сундучке.
  2. Чтение писем - загадок.
  3. Беседа о сказках.
  4. Игры «Я начну, а вы продолжите», «Угадай сказку».
  5. Физкультминутка.
  6. Драматизация: сказка «Колобок».
  7. ТРИЗ по сказке «Теремок».
  8. Мнемотехника по сказке «Заюшкина избушка».

Ход занятия.

Дети входят в группу.

Приветствие, все встают в круг и ладошками передают друг другу хорошее настроение.

На видном месте стоит сундучок. Все удивляются, откуда же он взялся? Пробуют его открыть, ищут ключик или задвижку – ничего нет. Как открыть сундучок? Раздается стук в дверь и помощник вручает письмо. В письме лежат 3 карточки с загадками и письмо, в котором написано, что сундук откроется только тогда, когда ребята отгадают название сказок, которые в нем спрятались.

Беседа: А вы любите сказки? А кто сочиняет сказки? (Люди, народ)

Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям. Часто вечерами дети слушали бабушкины сказки. Сказки учат добру, дружбе.

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.
В сказках много приключений,
много сказочных свершений.
Но чтоб сказки угадать,
письма будем мы читать!


Ребята, вы готовы открыть сундук?

Тогда распечатываем письмо и читаем первую загадку.

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

Я от бабушки ушел,

До леса темного дошел.

У меня румяный бок, а зовусь я……(Колобок)

Все подходят к сундучку и он с трудом открывается. Воспитатель достает деревянные фигурки к сказке «Колобок». Далее сказка воспроизводится в формате драматизации. Детям раздаются фигурки и предлагается рассказать сказку. Сначала проговаривается очередность героев, предлагается посмотреть, кто первый начинает. Если дети плохо говорят, воспитатель помогает, проговаривает зачин сказки и связки между сюжетами.

Пальчиковая гимнастика. Детям предлагается присесть на колени в круг ,а воспитатель выносит корзину с массажными мячиками. Детям задается вопрос: кого еще мог Колобок встретить в лесу, на какое животное похожи эти мячики? (На ежика) Давайте с ним поиграем. Каждый ребенок берет себе мячик.

Ежик выбился из сил яблоки , грибы носил (перекладываем из руки в руку)

Мы потрем ему бока, надо их размять слегка (меняя руки гладим мячиком ладошку)

А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко (катаем мячик по правой, а потом по левой ноге)

А потом погладим брюшко (круговые движения по животу)

Пощекочем возле ушка (поочередно правой и левой рукой пощипать иголочки мяча)

Еж по тропке убежал, нам спасибо пропищал (круговые движения между ладонями)

Ребята, а давайте мы поиграем с вами в игру: «Я начну, а вы продолжите».

В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, которое его характеризует. Например, Иван - Царевич. Я буду называть имя персонажа, а вы продолжать:

Лисичка - …(сестричка), Мышка - ….(норушка), Лягушка - …(квакушка), Зайка - …(побегай-ка), Волчок - …(серый бочок), Петушок - …(золотой гребешок).

В нашем сундучке есть еще сказки. Давайте читать следующую загадку.

Стоял домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.
Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.

Какая это сказка? («Теремок»). Сундучок открывается и воспитатель достает магнитные фигурки к сказке. Среди фигурок есть персонажи из других сказок. Дети перемещаются к магнитной доске. На ней картинка Теремок без обитателей. Воспитатель раздает фигурки детям, предлагает прикрепить их к доске и внимательно посмотреть – кто здесь лишний и почему. Затем детям предлагается воспроизвести сказку.

Кто первый пришел к теремку? (Мышка-норушка), а кто последний? (Мишка косолапый)

Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький). Так же предлагается обсудить Медведя – злой это персонаж или нет. Почему он не злой. Предлагается порассуждать на эту тему. (Медведь не злой. Он просился в теремок по-хорошему, убеждал обитателей. А когда он раздавил теремок – помог построить новый)

А теперь ребята мы с вами отдохнем. (Физкультминутка)

- Тень, тень, потетень,

Выше города плетень (руки вверх)

Сели звери под плетень (присесть)

Похвалялися весь день (встать)

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса». (руки под подбородком - наклон головы с поворотом вправо, влево)

Похвалялся зайка: - «Пойди, догоняй-ка!»: (руки перед грудью, как лапки, прыжки)

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук)

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» (руки вперед и в стороны).

Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.

Добрый маленький герой разделил свой дом с Лисой.

А Лисица злой была и Зайчишку прогнала.

Сам вернуть свой дом не смог, Петушок ему помог. (Заюшкина избушка)

На экран выводится мнемосхема сказки. Используя ее детям предлагается воспроизвести события. Проводится беседа по сюжету. Кто оказался самым храбрым? Почему лиса не испугалась более сильных зверей?

- Молодцы, ребята! Наш сундучок закрывается. Вы хорошо знаете сказки. Посмотрите мы все сказки правильно рассказали и больше их никто не перепутает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: « Прогулка по лесу»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»  Тема: « Прогулка по лесу»...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая образовательная ситуация «Зима»

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая  образовательная ситуация  «Зима»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Мы дружим с книгами»

Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с художественной литературой. В конспекте представлены методы и приемы ознакомления детей с ...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Речевое развитие" Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»  на тему: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»....

«Ознакомление со звуком [Ч]». Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)

Конспект занятия для детей средней группыпо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]» Цель: познаком...