Семинар - практикум для педагогов на тему " Использование дидактических пособий в формировании словоря младших дошкольников"
материал по развитию речи (младшая группа)

Саляхова Ольга Фаритовна

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры разделяют на виды:

1) игры с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные,

3) словесные игры 

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Приложение к Педсовету №3 от     .02.2024г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

                               Утверждено:

                                                             Заведующий МАДОУ ДС № 14

                                                «Дюймовочка» г. Янаул

                                                   ________ Г.Б. Нургалиева

                                                                          Приказ № ____ от «___» _____ 202___г

                       

Семинар - практикум для педагогов:

«Использование дидактических пособий в формировании словаря младших дошкольников»

                                                                                          Подготовила:

                                                               воспитатель высшей

                                                                              квалификационной категории

                                                       Саляхова О. Ф.

Февраль 2024 г.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня. Семинар хочется начать с таких слов:

«Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний»

К. Д. Ушинский.

     Родное слово знакомит ребенка с природой, с характером людей, с обществом. Поэтому так важно знакомить ребенка с родным словом, развивать его речь.

Тема нашего семинара «Использование дидактических пособий в формировании словаря младших дошкольников».   

  (2 слайд)  Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры разделяют на виды:

1) игры с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные,

3) словесные игры 

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

     ( 3 слайд) В ФГОС одними из образовательных областей выделяются: социально-коммуникативное развитие, включающее развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, а также речевое развитие, предполагающее развитие всех сторон речи:

•          Формирование словаря

•          Звуковая культура речи

•          Грамматический строй

•          Связная речь

     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает»; «Кто пришел и кто ушел»; «Один – много»; «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания. Чтобы были разные типы окончаний: единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (на, около, под, перед). Воспитателю рекомендуется, выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

        Ребенок осваивает речь, начиная со звукового строя языка, поэтому не менее важно развивать фонематический слух у ребенка.

     Для малышей предлагаем поиграть в игру «Вертись, крутись, на бочок ложись»

(демонстрация кубика) На гранях кубика (размером 10–15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись»– проговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят в-в-в; водопроводный кран – с-с-с ; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года  используются (поочередно) 2–3 кубика.

    Игра «Песня-песенка» (педагоги выходят и разбирают игрушки-персонажи. Проигрываем)

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты. Мишка!

- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

Динамическая пауза. Игра «Насос и мяч»

     Одна команда – «насосы», другая – «мячи». «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, ноги согнуты, руки и шея расслаблены, корпус немного наклонен вперед, голова опущена (наши мячи еще не наполнены воздухом). «Насосы» активно надувают «мячи», произнося с- с-с-с-с Начали! «Мячи» надули, но если шланг «насоса» выдергивается, то из «мяча» с сильным шипением выходит воздух ш- ш-ш –ш –ш. А сейчас меняемся ролями.

Игра «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Третий лишний» (4 слайд)    

 Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

Вывод: Данные игры способствуют развитию звуковой культуры речи детей, развивают речевой слух, речевую активность, побуждают детей произносить звуки, звукосочетания. Развивают умение слышать и определять заданный звук в потоке речи, т.е. развивают фонематический слух.

Следующая серия игр на активизацию словаря и развитие грамматического строя речи.

 ( 5 слайд) Игра «Подскажи слово» (с места)

Участники становятся в круг ведущий бросает мяч и говорит фразу, участник, возвращая мяч говорит нужное слово:

  • У голубя перья, а у лисы …
  • Цыпленок желтый, а курица….
  • У кошки котята, а у слонихи …
  • У ребенка рука, а у куклы…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а лисы…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки…
  • Соль в солонке, а масло…
  • Кошка мяукает, а воробей…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки…

Игра «Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

  • Отгадай предмет по названию его частей.
  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
  • Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
  • Пол, стены, потолок (комната).
  • Подоконник, рама, стекло (окно).

Игра «Чьё, чьё? – Моё» (слайд)

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.

Ход игры: Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?

Это что? (Туфля). Чья туфля? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей).

Хозяин получает вещь и убирает на место.

Игра «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 

Материал: Мяч.

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол - столик, ключ - ключик.

Шапка - шапочка, белка - белочка. 

Книга - книжечка, ложка - ложечка. 

Голова - головка, картина - картинка. 

Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. 

Кукла - куколка, свекла - свеколка. 

Коса - косичка, вода - водичка. 

Жук - жучок, дуб - дубок. 

Вишня - вишенка, башня - башенка.

Платье - платьице, кресло - креслице.

Перо - перышко, стекло - стеклышко.

Часы - часики, трусы - трусики. 

Можно использовать   всем известные игры :

«Один, много», «Один, два, пять», «Карлики великаны», игры с предлогами.

Вывод: представленные игры направлены на обогащение словаря, его активизацию, способствуют развитию умения согласовывать слова, знакомят с разными способами словообразования, учат правильно употреблять предложно-падежные конструкции, т.е. совершенствуют грамматический строй речи.

( Слайд 6) Игра «Улитка» - способствует развитию логического мышления и связной речи дошкольников.

На улитке расположены предметные картинки, ребёнок должен найти связь между картинками и составлять предложения, тем самым образуя последовательный рассказ.

 (Слад 7) «Выгляни в окошко» (метод ассоциации). В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю участникам 1 команды «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

Игра «Речевые кубики»

С помощью картинок обозначающих (предмет, признак, глагол), ребёнок учится составлять предложения.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Показываю предмет, например, стеклянный стакан. Одна команда ищет у него достоинства (чем он хорош, а другая –недостатки. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка –это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости –это хорошо. А другая команда утверждает: «Стакан хрупкий, его легко разбить –это плохо. У него нет ручки и горячий чай трудно держать –это плохо».

Вывод: Эти игры развитию диалогической речи, учат участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, описывать предмет, т.е. способствуют развитию связной речи детей.

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в работе.

     Педагог также должен развивать речь детей, включать ребенка в активную речевую деятельность, наблюдать, слышать и исправлять ошибки, давать грамотный образец речи, создавать условия для развития речи. В предметно-развивающей среде должен быть речевой уголок, который наполняется материалом, который направлен на развитие всех сторон речи.

Наше выступление хотелось бы закончить словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского.

«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»

Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

          Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой дея...

Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»

Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие  т...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической культуры»

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической кул...

Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»

Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...