Экологическая тропа – как средство укрепления здоровья детей в детском саду
статья по теме

Аксенова Евгения Владимировна

Статья была опубликована в сборнике материалов "Педагогический калейдоскоп" , выпуск 12, 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа – как средство укрепления здоровья детей  в детском саду

Аксенова Е.В.,  воспитатель  МБДОУ «Детского сада №14 «Колобок», г.Урай, ХМАО-Югра.

…В общении с живой природой особо нуждаются дети и старики.

Людям на склоне лет природа поддерживает силы, ребенку природа

дает запасы здоровья, будит в нем любопытство, преподает уроки мудрости, красоты. Важно иметь для детей этот мир, еще важнее умело объяснить детям, как этот мир уязвим и как его надо беречь.

В.М.Песков

Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма является одной из основных проблем современного общества. В наши дни ряд инфекционных болезней ликвидированы, распространенность других резко уменьшилась. Однако организм ребенка особо чувствителен к тепловому дискомфорту. Дети одинаково легко переохлаждаются и перегреваются, и то  и другое ведет к нарушению теплового баланса и, следовательно, к заболеванию.

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Поэтому понятно, сколь важно научить организм быстро приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды, переносить без вреда для здоровья резкие колебания – перепады температуры и влажности окружающего воздуха, изменения атмосферного давления, сильную жару и холод.

В условиях сохранения  тенденции  ухудшения здоровья  подрастающего  поколения, одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Общеизвестно, что оптимальная двигательная активность  благотворно влияет на растущий организм, удовлетворяет биологическую потребность в движении, способствует улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию ребенка.

К сожалению, в настоящее время наблюдается снижение правильной физической активности  детей (имеется ввиду физическая активность, не организованная педагогами). Одной из причин является недостаточное или нецелесообразное использование участков дошкольных учреждений.

Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-пространственной среды, от наличия необходимых пособий и оборудования, стимулирующих детей к увеличению двигательной активности.

Одной  из задач  нашей работы стало создание условий здоровьесбережения  воспитанников через изучение эколого-оздоровительной среды на территории детского сада и за его пределами, которая способствует решению задач, как двигательной активности, так и всестороннего развития и формирования личности ребенка.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей, а также рационального использования пространственно-природного окружения в течение многих лет были разработаны экологические тропы (на территории детского сада и за его пределами – в лесопарковой зоне).

С целью подготовки детей к длинным эколого-оздоровительным тропам, на территории детского сада  создали эколого – оздоровительную дорожку для детей 4-5 лет  «Здоровинка».

Специфика этой дорожки в том, что её общая протяженность небольшая – 500 метров и основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей этого возраста.

На экологической тропе выделены три зоны: экспериментальная, физкультурно-оздоровительная, зона нетронутой природы.

Озеленение территории детского сада позволяет вести познавательно-поисковую деятельность, что делает её более наглядной, эмоционально окрашенной, более доступной и понятной. Значение благоприятного природно-пространственного окружения имеет большое значение и для двигательной деятельности (используется оборудование для формирования разных способов ходьбы, бега, прыжков и других видов основных движений, а так же для развития равновесия, координации, скоростных - силовых  и других двигательных качеств).

На экологической тропе  используются наглядные сигнальные средства: карта-схема, модели-схемы, отражающие выполнение основных видов движений. К ним подобраны игры, словесные средства (загадки, речевки, стихи).   На дорожке используются модули, составляются различные полосы препятствий, направленные на развитие определенных физических качеств и двигательных способностей.

В летнее время используется «дорожка здоровья» - ходьба по разным грунтам босиком, выполнение упражнений на коррекцию стоп, хождение по бровкам, бревну.      

Можно утверждать, что такой путь совместного обучения  движений и экологии, ведет к эффективному  развитию координационных способностей, что  благотворно влияет не только на физическое развитие, но и на развитие творчества, воображения, нравственного и духовного воспитания.

Дальнейшим этапом развития выносливости является продолжение в старшей группе  эколого-оздоровительной тропы по маршруту «Детский сад – школа №2», протяженностью 1 км., проводится 1 раз в месяц.

Наряду с оздоровлением на этой тропе дети знакомятся с городом, ближайшим окружением, учатся бережно относиться к родному городу, учатся применять правила дорожного движения на практике. Дети учатся ходить в разных темпах.

Около школы № 2 использую  асфальтированную дорожку для бега, площадку для подвижных игр, проведения эстафет. Дети приглашаются к выполнению движений в естественных условиях: ходьба, бег по разным грунтам, перепрыгивание через препятствия, метание естественных предметов. Дети  учатся сохранять равновесие при ходьбе и беге по уменьшенной опоре (передвижение по бровкам).

Подготовив детей в средней и старшей группах на укороченных тропах, в подготовительной группе переходим к проведению удаленного похода на эколого-оздоровительную тропу «Детский сад - Орбита», протяженностью 2 км., 1 раз в месяц.

Во время таких походов решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и параллельно воспитывается любовь  и эстетическое отношение к природе.

Дети знакомятся с природой родного края. Ходьба по эколого-оздоровительной тропе в разный период времени позволяет наблюдать сезонные  изменениями в природе.

Во время привалов с детьми проводится дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц.

В подготовке экологической тропы используется ситуация игры в путешествие, которая как нельзя лучше подходит для решения различных физкультурно-оздоровительных задач в игровой форме. Все занятия строятся как сюжет единой игры, которая предлагается детям; инструктор по физической культуре берет на себя роль руководителя туристической группы, дети – роли туристов-путешественников.

Для повышения эмоционального восприятия такого занятия проводится подготовительная наглядная работа. Совместно  с инструктором по физическому воспитанию были изготовлены карточки-задания с изображением физических упражнений, ранее изученных на занятиях. Дети преодолевали «препятствия» (перешагивали кочки, оббегали деревья, шли по узкому мостику, подлезали под упавшими деревьями и др.). В конце пути детей ждет  сюрпризный момент (детей встречали герои: Хантейка, Два мороза и др.). Герои проводили подвижные игры, соревнования, угощали детей чаем, проводили простейшие опыты, наблюдения. На одной из экологических троп с детьми разговаривала сосна. Завершающим моментом такого похода обычно бывает природоохранная акция: зимой – кормление птиц, сгребания снега к деревьям; летом – уборка мусора, посадка цветов и т.п. Традиционно дети в начале и в конце экологической тропы, похода прощаются и здороваются с детским садом. Такой же ритуал проводится, когда дети приходят в лес и уходят из него.

С походов дети приносят природный материал, который используется на занятиях по творчеству, по развитию мелкой моторики рук, развитию тактильных ощущений и т.п.

Необходимо отметить, что проведение зимних и летних походов, экологических троп конечно отличаются в подготовке. Это и разница в длительности мероприятия, в физической нагрузке, экипировке. В то же время это и системность: дети наблюдают один и тот же объект в разные периоды (муравейник зимой и летом, лиственные деревья).  

Можно утверждать что, такие походы не только развивают двигательные умения, но и воспитывает правильное поведение в природе, творческое воображение, взаимоотношения участников похода.  

Отдельно хотелось бы отметить  участие родителей, законных представителей в организации и проведении экологических троп. Еще несколько лет назад родители были просто наблюдатели, сопровождающие детей в поход, к тому же их было минимум (2-3 родителя). Сейчас ситуация меняется в корне. Родители стали законными участниками педагогического процесса, и большая часть по подготовке экологической тропы ложиться на их плечи. Педагоги вместе с родителями предварительно проходят маршрут, помогают детям изготовить карту-схему тропы, подбирают информацию о растениях и животных края, о правилах поведения в лесу, продумывают экипировку детей. С уверенностью могу сказать, что есть семьи, которые адаптируют опыт детского сада по организации семейных экологических походов.

В помощь родителям по организации домашних экологических походов в детском саду была выпущена экологическая газета с рекомендациями и советами  (Приложение 1).

И в завершении хочется отметить, что данная форма работы ни как не противоречит принципам по которым разработан Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, это и  поддержка разнообразия детства; и сохранение уникальности и самоценности детства; это и  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых  и детей;   и  уважение личности ребенка; а так же реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана и укрепление здоровья в детском саду

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физ...

физическое воспитание и укрепление здоровья в детском саду

ОПИСЫВАЮТСЯ  ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ....

Сценарий проведения РМО. Обобщение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья «День здоровья в детском саду»

Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является   органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с   сохранением и укреплением здоровья детей. Средствам...

Анкета для родителе Укрепление здоровья в детском саду

Цель анкеты - проанализировать работу детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости. Просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы (подчеркнуть выбранный Вами ответ)....

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...