Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой
материал по теме

предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_obrazovatelnoy_programmy_dou.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент образовательной программы ДОУ

Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой.

Долгополова Светлана Леонидовна

       воспитатель МАДОУ «Рябинушка» №1

п. Красноусольский, Башкортостан

Задачи

Младший дошкольный возраст (1 и 2 младшие группы)

  1. Учить эмоционально воспринимать текст колыбельных, стихов, потешек.
  2. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие  стихотворения
  3. Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах

Средняя группа

  1. Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям
  2. С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
  3. Продолжать работу по формированию интереса к башкирской литературе

Старшая группа

  1. Продолжать развивать интерес к башкирской литературе
  2. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа
  3. Воспитывать чуткость к художественному слову

Подготовительная к школе группа

  1. Пополнять литературный багаж детей башкирскими легендами, загадками, считалками, скороговорками
  2. Учить детей чувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову
  3. Продолжать воспитывать желание познавать культуру башкирского народа, формировать бережное отношение к ней

Младший дошкольный возраст

М-ц

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность

сентябрь

Знакомство с башкирскими колыбельными (знакомство с национальным атрибутом «люлька»)

Д/и «Уложим куклу спать»

С/р игры «Семья», «Дочки спят»

Драматизация башкир.потешки «Расти сынок, расти сынок»

октябрь

Чтение стихов о маме Г.Юнусовой

Рассматривание альбома «Семья», где размещены фотографии близких ребенку людей

Разыгрывание ситуации «Мама уставшая пришла с работы»

ноябрь

Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

Наблюдение за птицами на прогулке

П/и «Птицы в гнёздышках»

Рассматривание иллюстраций в книгах башкир. авторов

декабрь

Заучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Дождь идет»

П/и «Солнышко и дождик»

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Художественное творчество (рисование) «Дождь идет»

январь

Чтение стихов К.Даяна «Моя кукла»,

«Колыбельная» С. Рахматуллиной

Д/и «Угостим куклу»

С/Р игра «Дочки-матери»

Рассматривание иллюстраций в книгах башкир. Авторов

февраль

Чтение стихотворения «Зима» С.Алибаева

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Зима в Башкортостане»

Художественное творчество (лепка по картону) «Деревья в снегу»

П/и « Снежинки»

март

Чтение стихотворения «Праздничный подарок»

Ф.Губайдуллиной

Беседа «Моя любимая мама»

Д/и «Назови маму, бабушку ласково»

Художественное творчество «Укрась платочек» (национальный башкирский орнамент)

апрель

Чтение стихотворения «Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

Игры на звукоподражание: «ко-ко-ко», «пи-пи-пи»

Художественное творчество (рисование) «Зернышки для цыплят»

май

Драматизация стихотворения «Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой

Повторное чтение стихотворения «Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой

П/и «Курочка и цыплята»

Обыгрывание стихотворения (игрушки)

Средняя группа

М-ц

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность

сентябрь

Чтение стихов башкирских поэтов о детях:

«Гуси и Мунира» Г.Давлетова

Расматривание иллюстрации «Гуси и гусята»

Чтение стихов о детях: К.Ильясова «Аниса и Нафиса»; Г.Юсуповой «Чемпион по одеванию», Х.Гиляжева «Воспиатнный Айдар».

Словесная игра «Хорошо-плохо»

октябрь

Рассказывание башкирской сказки «Лиса-сирота»

Драматизация сказки «Лиса-сирота»

Художественное творчество «Нарисуй сказку»

П/и «Хитрая лиса»

Обыгрывание отдельных моментов из сказки с использованием фланелеграфа

ноябрь

Заучивание стихотворения С.Муллабаевой «Белый барашек»

Рассматривание иллюстраций из серии «Домашние животные»

Д/и «Кто где живет?»

Оформление с детьми уголка «Домашнее подворье»

декабрь

Рассказывание башкирской сказки «Лиса-строитель»

Театральные этюды: «Как лиса хитрит-притворяется», «Медведь рассердился»

Художественное творчество (рисование): «Нарисуй сказки о лисе»

январь

Рассказывание башкирской сказки «Медведь и пчелы»

Рассматривание картины художника А.Ситдикова «Урожайный год. Пасека»

Беседа о труде пчеловода и о пользе пчёл

П/и «Медведь и пчелы»

Художественное творчество (подгрупповая аппликация) «Пчёлки»

февраль

Рассказывание башкирской сказки «Ленивая Аусаф»

Беседа из личного опыта детей «Как я помогаю старшим»

Заучивание башкирской поговорки «Без труда не появится еда»

Театральные этюды: «Аусаф лениться», «Бабушка просит»

март

Рассказывание стихотворения «Праздничный пирог»

Ф. Габайдуллиной

Рассматривание коллекции праздничных открыток

Беседа с детьми о празднике 8 марта

Художественное творчество «Что бы маме подарить?»

апрель

Заучивание потешки «Наша кисонька мала» К.Даяна

Рассматривание иллюстраций о кошках, мышках

Чтение потешки «Наша кисонька мала» К.Даяна по ролям

П/и «Мыши», «Кошки-мышки»

май

Заучивание стихотворения К.Даяна «Весенние цветы»

Беседа о весне «Если бы я был художником…»

Д/и «Весенние краски»

Художественное творчество (рисование) «Весна»

Старшая группа

М-ц

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

сентябрь

Рассказывание башкирской сказки «Лиса и петух»

Драматизация сказки «Лиса и петух»

Театральные этюды: «Лиса просит петушка», «Петух похваляется перед курами»

Словарная работа

Рассматривание иллюстраций к сказке

Художественное творчество (рисование) «Нарисуй героев сказки»

П/и «Улетели, улетели»

октябрь

Рассказывание башкирской сказки «Ленивый сын»

Беседа о трудолюбии «Чтобы я сделал(а) для своей любимой мамы (бабушки)»

Заучивание башкирских пословиц о труде:

«Если в руках работа, то некогда скучать»

«Без труда не появится еда»

«Без работы ума не наберешься»

«У кого есть работа, у того и сила»

С/р игра «Дом», «Семья»

Рассматривание фотоальбома «Семья»

Рассматривание иллюстраций о труде

П/и «Иголка и нитка»

ноябрь

Чтение рассказа «Гюльгизар»

Ф. Губайдуллиной

Д/и «Кто больше назовет башкирских сказок и рассказов?»

Рассматривание иллюстрации растения «Пастушья сумка»

Словарная работа

Разучивание п/и «Абак-кубяк» (пастух)

Рассматривание иллюстраций «Травы Башкортостана»

Рассматривание книг с башкирскими сказками, рассказами

декабрь

Рассказывание башкирской сказки «Клубок»

Чтение русской народной сказки Хаврошечка»

Беседа о похожести сказок разных народов

Подбор пословиц к сказке «Клубок»

Словарная работа

Обыгрывание частей сказки «Клубок» с использованием разных видов театра

Рисование иллюстраций к частям сказки

январь

Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр»

Словарная работа. Знакомство с башкирскими словами:

Убыр-эби (Баба-Яга), трехглавый дэв (трехглавая змея)

Драматизация сказки «Тан-батыр»

Рисование сюжетов к сказке «Тан-батыр»

П/и «Десятка с мячом»

февраль

Чтение стихотворения М.Гали «Курай»,

 А.Игебаевой «Курай»

Знакомство с национальным башкирским инструментом – кураем

П/и «Курай»

Рассматривание иллюстраций о кураистах

март

Чтение стихотворения

 Я.Кулмыя «Я люблю свою маму»,

А.Игебаева «Маме моей»,

Г.Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта» (заучивание)

Беседа о празднике 8 Марта

Художественное творчество (рисование) «Как я помогаю маме» - оформление групповой выставки

Рассматривание альбома «Моя семья»

апрель

Рассказывание сказок «Камыр батыр»,

«Грачиная каша», «Клубок»

Беседа по содержанию сказок: что общего, чем отличаются, чему учат.

Подбор башкирских пословиц к сказкам

Художественное творчество (рисование) «Моя любимая башкирская сказка»

П/и «Десятка с мячом»

май

Рассказывание сказки «Шумбай»

Беседа о том, почему всех людей, которые всё делают изподтишка называют «чистый Шумбай»

Художественное творчество (рисование) «Портрет Шумбая»

П/и «Утки и лисы»

Подготовительная к школе группа

М-ц

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

сентябрь

Рассказывание башкирской легенды «В царстве Шульгена»

Словарная работа: объяснение смысла башкирских слов-названий

Знакомство с башкирскими поговорками:

«На Родине и полынь благоуханна»

«Мудрость народа – что водопад,

Пойдешь поперек – не будешь рад»

Рассматривание альбома «Мой Башкортостан»

Художественное творчество (рисование) «Что больше всего понравилось и запомнилось из легенды»

октябрь

Знакомство с творчеством детской башкирской писательницы Фарзаны Губайдуллиной

Рассматривание портрета писательницы

Чтение произведений Ф. Губайдуллиной:

«Флаг моей республики», «Мама принесла малышку» и др. стихи о детях

Организация выставки книг Ф. Губайдуллиной

Инсценировка сказки «Красивый двор»

Рассматривание книг Ф. Губайдуллиной

Художественное творчество (рисование) по сюжету произведений

Ф. Губайдуллиной

ноябрь

Чтение башкирской сказки «Лесная девочка»

Беседа об уважительном отношении к окружающим людям

Словарная работа: объяснение смысла башкирских слов-названий

Знакомство и заучивание башкирской поговорки

«Где щель, там и ветер»

Словесная игра «Эхо», «Кто позвал?»

декабрь

Литературная викторина «Путешествие в страну башкирских сказок»

Чтение отрывков из башкирских сказок: «Молодой охотник и Мяскяй», «Петух-батыр», «Козел и селезёнка» и т.д.

П/и «Липкие пеньки»

Художественное творчество (аппликация)

«Башкирские орнаменты» (фартук, платок и т.д.)

январь

Чтение башкирской легенды «Сказка про Асылыкуль»

Рассматривание фото или иллюстрации озера Асылыкуль.

Беседа с детьми о летнем отдыхе на природе

Рассматривание альбома «Природа Башкирии»

Художественное творчество(рисование)

«Легенда о Асылыкуль»

февраль

Чтение башкирской сказки «Старая мать»

Беседа об уважительном отношении к старшим

Д/и «В гости бабушка пришла»

Подбор башкирских пословиц и поговорок

Рассматривание альбома «Моя семья»

Художественное творчество (аппликация)

«  Подарок для любимой бабушки» (с использованием башкирских орнаментов)

март

Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Мама принесла малышку»

Беседа с детьми об отношении к младшим братишкам и сестренкам

Д/и «Хорошо-плохо»

Рассматривание иллюстраций в книгах о малышах

С/р игра «Семья», «Дочки-матери»

Художественное творчество (рисование) «Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке»

апрель

Чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы»

Словарная работа: объяснение смысла башкирских слов-названий

Рассматривание иллюстраций «Уральские горы»

Художественное творчество (рисование)

«Уральские горы»

май

Чтение стихотворения М.Гали «Сабантуй»

Беседа «Что такое Сабантуй?»

Чтение стихотворения Роберта Паля «Сабантуй»

Словарная работа

Рассматривание иллюстраций, фотографий о праздновании Сабантуя

Художественное творчество (ручной труд) «Бусы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент образовательной программы в ДОУ

Региональный компонент образовательной программы...

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты  Информация старшего воспитателя       В современных усло...

региональный компонент образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты "Любимый Крым"

Региональный компонент Образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты «ЛЮБИМЫЙ...

Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей

Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...

Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"

14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...