Экскурсия в этнографический мини-музей ДОУ
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Усманова Фарида Фаритовна

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В чем немаловажную роль также играет организованный в детском саду этнографический мини- музей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_mini-muzey.docx138.6 КБ
Файл prezentatsiya_mini-muzey_v_dou.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная шапочка»

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Конспект  "Экскурсия в мини-музей ДОУ"

C:\Users\Красноярочка\Desktop\фото\2013-2014\тат.яз\20140213_104753.jpg

Воспитатель по обучению

татарского языка  

МБДОУ №19 ЗМР РТ:

Усманова Фарида Фаритовна

Зеленодольск

2016

Цельсоздание условий для развития познавательной деятельности воспитанников;  формировать интерес познания о прошлом; обогащать словарный запас детей: музей, экскурсия, экскурсовод; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к экспонатам мини-музея. (слайд2)

Задачи:
- закрепить у детей представления о музеях, 

-продолжать формировать  и углублять интерес к истории, культуре, людям родного края; 

- уточнить знания детей музейных терминов: музей, экскурсия, экскурсовод

- развивать монологическую речь,  воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Татарстана;

- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

- формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Ход занятия.

Воспитатель. 

- Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?

 Мини-музей в форме татарской избы. Чаще всего в деревнях татарская семья жила в избе, в который были одна комната и сени: это "дурт почмаклый ой" — "дом с четырьмя углами". 
Татарские семьи обычно были многолюдными — бабушка, дедушка, отец и мама, их 4-5 и больше детей. Поэтому, если была возможность, татары строили большой дом.

Татары любят украшать свои дома. Поэтому даже простые избы часто выглядят нарядными и весёлыми. Наружные стены их обычно выкрашены в яркие зелёный, синий, жёлтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-жёлтые. На любых украшениях у татар— не только домов, но и посуды и в вышивках — по традиции нет изображений людей или животных, а имеются только орнаменты и цветочно-растительные узоры. 
Много старания и изобретательности вкладывали татарские мастера в украшение окон резными наличниками. Красивы и затейливы крылечки, а также огораживающие дома заборы и ворота. 

А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много – много лет тому назад. А как можно узнать обо всем этом?

Дети: Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть фильмы, спросить бабушек и дедушек  о их жизни, посмотреть в интернете, сходить в музей.

В: Ребята, а хотите мы отправимся в увлекательное путешествие! (ответы детей)

Но чтобы туда отправиться, нужно вспомнить три волшебных слова.
Первое слово – МУЗЕЙ. Что такое музей?
Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы. (слайд 3)

В: Какие музеи вы знаете?

Д: Музеи игрушек, шоколада, часов, книг, посуды, картин и т.д.

В: А  посещение музея как называется? 
 Д: Экскурсия.
 В: Правильно. Молодцы! Вот  мы и вспомнили второе волшебное слово.

В: А как нужно вести себя в музее?

- В музее нельзя громко разговаривать

- В музее нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его.

- Нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие.

- Нельзя бегать по музею, шуметь

В: Мы приходим в музей и нас с вами встречает…..  
 Д: Экскурсовод.
 В: Да, экскурсию проводит экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать. Вот мы и вспомнили три волшебных слова.  В нашем детском саду тоже есть музей? Мы сегодня здесь проведем экскурсию, я буду вашим экскурсоводом. 

В: Физминутка.

     Бергәләшеп без басыйк

     Бик зур түгәрәк ясыйк

     Кояшның җылы нурыннан

     Йөрәкләргә көч алыйк.

     Татулашыйк, дуслашыйк,

     Сәяхатне  башлыйк.

 

В музее.

Вот мы и в музее. Здесь собраны предметы старины нашего татарского  народа. Посмотрите, в этом музее есть свои жители- это аби и бабай. Одеты они в татарские национальные костюмы. (слайд 4)

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшего в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый ансамбль.

 

Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

 На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками. (слайд 5)

- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?

- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.

Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.

 Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.

 В повседневной жизни татар особое значение придавалось чаепитиям. Очень широко были распространены самовары. Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. (слайд 9)

Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.(самовар)

Особенностью татарской кухни – любовь к чаю. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу, не обходится ни один прием пищи. Чай с печёными изделиями коймак, кабартма порой заменяет завтрак, обед или ужин. Чай – непременный атрибут встречи гостя.

 Без чайного сервиза и самовара не обходилась ни одна татарская семья.

Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю: катлама, кош теле, паштет, чак-чак и т. д На столе представлены все блюда татарской национальной кухни (кыстыбый,  чак-чак, губадия, эчпочмак, балиш). (слайд 6)

Внутри жилого дома стены богато декорированы вышитыми тканевыми полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами и оконными занавесками. Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным?  (Ответы детей) Наши аби и бабай  всегда старались украсить свои жилища, поэтому в доме было красиво и празднично.

 Посмотрите на полотенца, занавески, салфетки.  Какие чудесные узоры на них вышиты. Как они называются? (Татарские национальные узоры.) Из чего они состоят? (Из цветов, листьев.) 

На полу были сотканные паласы, которые убирались метлой из гусиных перьев, каз канаты. (слайд 7)

Сундуки, которые ставились по нескольку штук вдоль стен дома, служили не только для хранения вещей, но и мебелью. На них складывали стопки постельных принадлежностей, сидели и спали дети. 

Любимым предметом в интерьере татарского дома были часы и зеркала в резных деревянных рамах. 

У бабушки сейф, он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)

А такими чугунными утюгами гладили наши бабушки и прабабушки.

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. 

Характерной деталью татарского интерьера являлись специальные медные  сосуды — кумганы и широкие тазы, предназначавшиеся для простого умывания. (слайд 8)

В: На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за участие.

Итог экскурсии

Вам понравилась экскурсия в музей?

Какие предметы обихода наших предков есть в вашем доме?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ д /с присмотра и оздоровления № 19 «Красная шапочка» ЗМР РТ Экскурсия в мини-музей ДОУ

Слайд 2

Цель и задачи работы мини-музея Цель : приобщить детей к истории и культуре родного края посредством «музейной педагогики» . Задачи: - закрепить у детей представления о музеях, -продолжать формировать и углублять интерес к истории, культуре, людям родного края; - уточнить знания детей музейных терминов: музей, экскурсия, экскурсовод - развивать монологическую речь, воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Татарстана; - развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ; формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Слайд 3

Мини-музей Мини- музей – это «живой организм» в детском саду и создан он для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии), проведение познавательных бесед и мероприятий в форме викторины и загадок, творческих занятий и дидактических игр.

Слайд 4

Татарский национальный костюм

Слайд 5

Татарский национальный женский костюм

Слайд 6

Татарская национальная кухня Кыстыбый – в виде сочня из пресного теста с пшенной кашей или картофельным пюре Бэлеш из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков мяса, крупой или картофелем. Перемяч из рубленного мяса с луком Эчпочмак – «треугольник»

Слайд 7

Домашняя утварь

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в групповой мини - музей «Деревянная игрушка»

Цель: познакомить и обобщить знания детей об деревянных игрушках.Задачи:         Обогащать знания детей о разнообразии игрушек...

Экскурсия в групповой мини - музей "Мой дом - Южный Урал".

Цель данной экскурсии - прививать интерес к культуре и традициям родного края. В ходе экскурсии дети знакомятся с предметами старины....

«Этнографические уголки и мини-музей - как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Этнографические уголки и мини-музей  -  как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина» ...

Конспект экскурсии «Путешествие в мини – музей кукол» знакомство с экспозицией «Народные куклы»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.Задачи: - создать условия для формирования интереса детей к народным традициям и духовным ценнос...