Проект "Приокско-Террасный заповедник"
проект (подготовительная группа) на тему

Сотникова Елена Владимировна

Проект для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednik.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Приокско-Террасный заповедник – жемчужина Подмосковья»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вам опыт работы по организации проектной деятельности в нашем детском саду на примере проекта «Приокско-Террасный заповедник – жемчужина Подмосковья».

Проектная деятельность – универсальная педагогическая технология, позволяющая реализовать все основные принципы дошкольного образования. Метод проектов дает педагогу возможность создать оптимальные условия для полноценного взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе, поддержать интерес и направить инициативу ребенка в различных видах детской деятельности.

Проект как единая система познавательного и творческого взаимодействия позволяет педагогу построить образовательную деятельность на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, раскрыть его способности и творческий потенциал как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Основой метода проектов является направленность деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) над определенной практической темой. Взаимодействие всех участников образовательного процесса – очень важное условие детского развития, потому что в совместной деятельности с родителями у детей появляется желание реализовать себя в полной мере своих способностей и возможностей, формируется мотивация к различным видам деятельности, в том числе, что немаловажно, к познавательной активности.

Именно поэтому я выбрала проектную деятельность основной технологией своей педагогической практики. В своей работе я использую различные проекты, но особое внимание уделяю проектам, направленным на формирование экологической культуры воспитанников, так как это направление является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. А сейчас я подробнее расскажу о проекте «Приокско-Террасный заповедник».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие возможности для вовлечения ребёнка в разнообразную деятельность, что позволяет заложить основы экологической культуры, влияет на развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Природные заповедники, являющиеся резерватами дикой природы, формируют уникальную образовательную среду, обладающую большими возможностями в плане экологического воспитания дошкольников.

Цель проекта – формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд

Для реализации цели проекта, были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать представления о растениях и животных Приокско-Террасного заповедника;
  2. Знакомить с правилами поведения на территории заповедника;
  3. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным.

Работу по реализации проекта я начала с беседы с детьми о заповедниках, о том, что это за организации, на что направлена их деятельность, какова их значимость.

Вторая беседа была посвящена уже конкретно главной экологической достопримечательности Подмосковья – Приокско-Террасному заповеднику, просмотру фото и видеоматериалов.

Тема заповедных мест и исчезающих животных была раскрыта в непрерывной образовательной деятельности «Красная книга России» и «Заповедник Южного Подмосковья».

Цель этих занятий: пробудить в детях интерес к родной природе и желание сохранять и оберегать ее. На занятиях по формированию экологической культуры активно использовались информационно-коммуникационные технологии.

Это был первый, организационный этап проекта.

На этом этапе осуществлялось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Были разработаны и проведены консультации «Роль природы во всестороннем развитии детей», «История и цель создания Приокско-Террасного заповедника». А еще состоялось мероприятие, посвященное организации экскурсии. Сначала дети выступили с рассказами о том, что же они увидят в заповеднике, прочитали стихи о бережном отношении к природе, а потом мы обсудили организационные моменты экскурсии. Не могу не отметить, что все родители активно поддержали идею выезда в заповедник. А те родители, которые водят в наш садик еще и младших детей, даже спрашивали, будет ли организована еще одна поездка с ними. Конечно, очень большую роль играет в реализации подобных проектов поддержка родителей. И вот, дети все в предвкушении...

Вторым, содержательным этапом проекта выступила сама экскурсия с детьми в Приокско-Террасный заповедник.

В процессе организации экскурсии я ознакомилась с сайтом Приокско-Террасного заповедника, с правилами его посещения. И узнала, что работа с дошкольниками относится к числу важных направлений эколого-просветительской деятельности сотрудников Приокско-Террасного заповедника.

Для дошкольников в заповеднике есть особый маршрут по экологической тропе «Вместе с природой», где дети с интересом слушают рассказы и отвечают на вопросы экскурсоводов. В основном, эта работа проводится летом или в теплое время года в форме занятий на природе, целью которых является закрепление положительного отношения к природе.

Также на сайте заповедника предупреждали, что кормить животных строго запрещается, зато, если вы хотите помочь заповеднику, можно привести угощение для питомцев с собой (яблоки, морковь). Продукты, предназначенные для кормления животных, пройдут строгий контроль со стороны сотрудников заповедника, а потом обязательно поступят по назначению. Когда я рассказала об этом ребятам, они вспомнили, что на территории нашего детского сада есть яблоневый сад. Захотели привести зубрам угощение и с удовольствием принялись собирать яблоки. Мы привезли с собой в заповедник три мешка яблок.

На экскурсии дети познакомились с природой заповедника и ее обитателями в естественных условиях.

Многие из детей впервые увидели живых зубров и бизонов и во время прогулки научились их различать.

В конце экскурсии детям посчастливилось увидеть пятнистых оленей и кабана Василия с его невестой Василисой. Ребята получили огромное удовольствие от того, что им разрешили покормить их желудями, которые они собрали, пока проходили маршрут по экологической тропе.

А пребывание на свежем воздухе в лесу благотворно сказалось на эмоциональном состоянии, настроении и физическом развитии детей.

Вернулись ребята с экскурсии с огромным багажом новых знаний и впечатлений. Много говорили, спрашивали, обсуждали поездку. И в итоге родилась идея организовать мероприятие для детей других групп детского сада и для родителей, чтобы поделиться впечатлениями. Дети восприняли это с энтузиазмом и начали сразу же предлагать идеи: а давайте, нарисуем, а давайте, фотографии покажем и расскажем. Эта деятельность стала третьим, результативным этапом проекта.

Сначала мы устроили выставку-конкурс детских рисунков «Что мне больше всего понравилось в заповеднике». Выставку разместили на стенде в холле, где все дети и родители могли ее увидеть.

Вторым этапом подготовки мероприятия стало оформление фото-отчета. Мы с ребятами просмотрели все фотографии, которые сделали в заповеднике и решили, что на фотовыставке непременно нужно отразить всех обитателей, а не только зубров.

В итоге фотовыставку украсили фотографии пятнистых оленей, кабанов, зубров, бизонов, видов природы и даже большого гриба.

Чтобы наше мероприятие стало не просто красиво оформленным, но еще и информативным, призывающим сохранять родную природу, я предложила ребятам оформить Красную книгу, в которую поместить представителей флоры и фауны заповедника. Предложила ребятам раскраски зубров, оленей, кабанов и растений, занесенных в Красную книгу Московской области. Все работы детей мы оформили в красную папку с файлами. А для презентации с каждым из детей мы подготовили краткий рассказ о том исчезающем животном или растении, которое ребенок разукрашивал.

К нашему итоговому мероприятию мы подготовили:

  • лучшие рисунки зубров;
  • фото-отчет о посещении заповедника;
  • Красную книгу с рассказами;
  • стихотворения о любви к природе и сохранении ее первозданного вида.

Наше экологическое мероприятие прошло в два этапа.

На первом этапе познакомили с Приокско-Террасным заповедником детей средней и старшей групп нашего детского сада. Мои воспитанники рассказали своим друзьям о посещении заповедника, показали Красную книгу и выступили с подготовленными рассказами о редких видах животных и растений.

На втором этапе мы пригласили родителей воспитанников на праздничное мероприятие «Юные экологи». В рамках праздника проходила и презентация нашей фотовыставки на большом экране. Дети с удовольствием рассказывали родителям о том, что узнали в заповеднике, о нашей Красной книге, о фотографиях и о своих впечатлениях.

Таким образом, проект «Приокско-Террасный заповедник» воспитывает бережное отношение к природе родного края, формирует неравнодушную ответственную личность.

В заключение хочу отметить, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Мне близка позиция доктора биологических наук Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в присвоении навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Именно такую направленность носила экскурсия по заповеднику. Экскурсоводы не просто рассказывали о флоре и фауне заповедника, но и подчеркивали важность и значимость каждого обитателя, всех животных и растений.

На итоговом мероприятии «Приокско-Террасный заповедник» мои воспитанники, рассказывая своим родителям и другим детям об экскурсии, говорили, что в заповеднике нельзя сорвать ни травинки, а потом добавляли, что не только в заповеднике, а вообще нужно всегда относиться к природе бережно, с любовью и заботой.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что задачи, поставленные перед реализацией проекта, решены, цель проекта – достигнута.

Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое заповедник

Экологическое занятие....

Экологический праздник "Путешествие по заповеднику"

Познакомить детей с уникальной природой Саяно-Шушенского биосферного заповедника, закрепить правила поведения на территории особоохраняемых обектов....

Проект "Заповедники Мордовии" подготовительная группа

Проект " Заповедники Мордовии" подготовительная группа (в рамках реализации программы "Валдоня")...

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"

День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...