Проект по патриотическому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин"
проект (средняя группа) на тему

Таранченко Виктория Николаевна

Познавательно – исследовательский проект

«Я Мурманчанин!»

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию «Край Морошковый»

(средняя группа)

Автор: Таранченко В.Н. - воспитатель МАДОУ № 151 г. Мурманск

 

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Описание материала: Данный материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Проект будет полезен      воспитателям и родителям.

Актуальность проекта

Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, поселку семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности.

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Цель проекта

Задачи проекта

  1. Формирование знаний о родном крае;
  2. Развивать эмоционально–ценностные отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
  3. Развивать интерес и уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
  4. Воспитание патриотизма, любви к родному краю в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Участники проекта

- дети средней группы

- воспитатель

- родители

Вид проекта

- групповой

- информационный - практико - ориентированный

- долгосрочный

Срок реализации

- 7 месяцев

Освоение содержания образовательных областей: 

- Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

Описание продукта

Создание картотеки: «Игры народов севера», «Ягоды и грибы Кольского полуострова»; «Животные Севера».

 Фотоальбомы: «Достопримечательности Мурманска», «Осенние прогулки»,

Коллекции: саамские поделки, изделия из оленьего меха.

Выставки детских работ: «Мой Мурманск», «Саамские узоры», «Национальный костюм».

Создание предметно-развивающей среды: «Мой город - Мурманск», «Моя семья».

Альбомы рисунков: «Северное сияние», «Девочка в шубке».

Ожидаемый результат

Для детей:

У детей формируются представления об особенностях растительного и животного мира Кольского полуострова

Расширяются знания о городе, в котором они живут.

Проявляют интерес к традициям и жизни коренных народов.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства

Основные виды детской деятельности:

-  познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- игровая;

 - коммуникативная;

 - речевая;

- изобразительная;

-  восприятие художественной литературы и фольклора.

Методы работы: наглядные, словесные, практические.

Формы работы:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Экскурсии
  • Праздники
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Игры
  • Художественное творчество
  • Наблюдение, прогулки
  • Мультимедийные презентации

Работа с родителями:

- консультации;

-участие в конкурсах

- совместная работа с детьми.

Проект включает в себя три этапа:

• Подготовительный этап – постановка целей, задач, выбор методов и приемов работы

•Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);

• Заключительный этап – оценка эффективности проекта.

II этап проекта (основной)

                                                        Перспективный план работы по реализации проекта

месяц

Тема        

ООД

Беседы

Художественное

творчество

Ознакомление с

Художественной

литературой

Игровая деятельность

Работа с родителями

Октябрь

«Край морошковый»

Формирование целостной

картины мира

«Дары Осени»»

Цель: формировать знание детей о растительном мире родного края, закрепить представление о северных грибах и ягодах, учить отличать их друг от друга по внешнему виду и использованию.

«Что нам осень принесла»

«Северная ягода»

«Как звери к зиме готовятся»

Лепка

 «Грибок»

Аппликация «Гроздь рябины»

Рисование

«Ягодки в кузовке»

Чтение сказки В. Даля «Война грибов и ягод»

Заучивание наизусть стихотворений: А. Плещеева «Осенняя песенка»,

О. Высотская «Грибок»

Рассказ по В. Ференцу «Осень в тундре» (книга для чтения А.Ф.Бойцовой)

Словесные игры: «Какой гриб лишний?»,

«Съедобное – несъедобное»

«Осенние приметы»

 Игры с предметами: «Собери гриб»

«Угадай по вкусу ягоду»

«Чудесный мешочек»

«Две корзинки»

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Собираем ягоды»

«Волк и зайцы»

Анкетирование «Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Фотогазета «Осенние прогулки»

Ноябрь

«Моя малая родина»

Формирование целостной

картины мира

«Моя малая Родина»

Цель: знакомить с родным городом; формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре; продолжить изучение названий улиц города; познакомить детей с профессией моряка и рыбака; воспитывать любовь к родному краю.

«Улицы родного города»

«Мой дом»

«Любимый детский сад»

«Кем работают ваши родители»

«Главные профессии нашего города»

 Лепка

 «Корабли в порту»

Коллаж

«Мой город»

Рисование

«Праздничный салют»

Чтение стихотворения С. Маршака «Моя улица»

Чтение книг

Н. Колычев

«Мурманские ступеньки»

«Азбука юных мурманчан»

Сюжетная игра: «Прогулка по городу»

«Автобус»

Д/И: «Кто где живет?»

«Кому, что нужно»

«Отгадай профессию»

Подвижные игры:

«Цветные автомобили»

«Улица»

«Рыбак и рыбки»

 

 Анкетирование «Знаете ли вы свой город»

Создание фотоальбома: «Наше любимое место в городе»

Декабрь

«Животные Севера»

Формирование целостной

картины мира

 «Северный олень».

Цель: закрепить знание детей о животном мире Кольского полуостров, закрепить представление детей о внешнем виде оленя, о среде его обитания, воспитывать бережное отношение к животному миру.

«Животные Кольского полуострова»

«Птицы нашего края»

 «Как помочь птицам зимой»

«Зачем животные меняют шубки»

Рисование «Пыжик, пыжик, где ты был»

(по сырому)

Аппликация

«Снегирь»

Лепка

«Угощения зверюшкам»

Стихотворения

«Северный олень»

М.Шульгина;

«Олененок» В.Ледкова (книга для чтения А.Ф.Бойцовой);

О. Воронова

«Воробей»

Рассказ «Олений доктор» Улуро Адо

(книга для чтения А.Ф.Бойцовой)

Словесные игры:

«Кто где живет»

«Чей детеныш»

«Запасы зверей»

«Что изменилось»

 

Подвижные игры:

«Полярная сова и евражки»

«Найди своё дерево»

«Белкины запасы»

Конкурс рисунков

«Животные Севера»

Январь

«Коренные народы Севера»

Формирование целостной

картины мира

«Народы Севера».

Цель: Сформировать представление детей о коренных народах Севера (саами и коми), их труде и быте, познакомить с одеждой, изготовленной из оленьего меха; развивать наблюдательность, зрительную память.

«Одежда саамов»

«Полярная

ночь»

«Кто в чуме живёт»

«Саамские узоры»

Рисование: «Девочка в шубке»

Аппликация:

«Варежка»

Чтение отрывка из рассказа «Окся-труженица».

Стихотворение «Бросок» (книга для чтения А.Ф. Бойцовой)

Чтение сказки:

«Почему куропатки смеются»

(книга для чтения А.Ф. Бойцовой)

Д/и «Чего не стало»

«У кого какой дом»

Игры с предметами:

«Укрась варежку»

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Подвижная игра:  

«Поймай оленя»

   

Консультация: «Ознакомление детей с традициями народов Севера»

Февраль

«Зимушка – зима»

Формирование целостной

картины мира»

«Зимушка -зима»

Цель: закрепить  знания особенностей северной зимы, её примет, продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи в неживой и живой природе.

«Какие птицы зимуют в нашем городе»

«Почему мы тепло одеваемся зимой»

«Почему заяц зимой белый»

Лепка:

«Птички на кормушке»

Аппликация:

«Украсим валенки»

 

Рисование:

«Зайка беленький»

Стихотворение

О. Вороновой

«Воробей»,

«Туман»

Загадывание загадок о зиме, животных, птицах

Словесные игры:

«Что изменилось»

«Времена года»

«Кто как кричит»

«Что сначала, что потом»

 Игры с предметами:

«Найди одинаковые снежинки»

Подвижные игры:

«Два Мороза»

Создание альбома рисунков

«Зимушка-зима»

Акция по охране природы

«Кормушки для птиц»

Март

«Праздник Севера»

Формирование целостной

картины мира

«Праздник Севера»

Цель: дать представление детям о празднике Севера, сформировать понятие «оленья упряжка», вызвать интерес к традициям народов Севера.

«Весенние приметы»

«Зачем нужно заниматься спортом»

«Как украшен наш город к празднику»

Рисование «Солнце»

Лепка 

«Зимние забавы»

Аппликация

(коллективная)

«Лыжные гонки»

Чтение стихотворения «Праздник»

 А. Кымытваль

 (книга для чтения А.Ф. Бойцовой)

Словесные игры:

«Так бывает или нет»

«Кому, что нужно»

Игры с предметами:

«Кому чего не хватает»

Подвижные игры:

«Солнце»

«Через ручеёк»

 Консультация: «Подвижные игры народов Севера»

Апрель

«Мы живем на Севере»

Формирование целостной

картины мира

Заключительное занятие.

Игра – викторина.

Цель: обобщить знания детей о Кольском полуострове, его флоре и фауне, а также жителях, развивать интерес к традициям и жизни народов севера, воспитывать любовь к родному городу.

«Как меняется наш город»

«Берегите природу»

«Маленькие мурманчане»

Рисование

 «Мой город»

Аппликация

«Памятник Алёши»

Чтение

Д. Балашов

«Сказки Терского берега»

О. Родченко

«Художественное слово о Кольском Севере»

Словесные игры:

«Времена года»

«Знаешь ли ты…»

Подвижные игры:

«Льдинки, ветер и мороз»

«Ручейки, озёра»

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Итоги проекта:

В ходе проекта, у детей сформировались представления об особенностях растительного и животного мира Кольского полуострова. Расширились знания о родном городе Мурманске, о работе рыбаков, моряков, закрепили названия улиц. Продолжили знакомство с бытом и национальными традициями народов, проживающих на территории Кольского полуострова, закрепили знания о природе родного края.

Совместно с родителями расширили предметно-развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей "Содержание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию с региональным компонентом".

Рекомендации предназначены для воспитателей детских садов.Рекомендации позволят систематизировать оснащение центра по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей....

Проект по патриотическому воспитанию "Я Мурманчанин" (младшая группа).

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.Актуальность проекта.Младший дошкольный возраст благоприятный период для формировани...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по патриотическому воспитанию с использованием регионального компонента «Усть-Лабинск – любимый город».

Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. В ходе реализации проекта дети приобретают знания об истории города, символике, достопримечательностя...

Проект по патриотическому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин" (старшая группа)

Проект по патриотичеескому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Патриотическое воспитание с региональным компонентом

Формирование основ гражданской идентичности....