Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
методическая разработка на тему

Метлина Галина Анатольевна

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samobr_16-17gg.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Метлина Галина Анатольевна

Воспитатель старшей группы

 

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».

Сентябрь 2016 год

                                                     (Начало изучения темы)

Май 2017 год

(Окончание изучения темы)

п. Пруды 2016 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога: Метлина Галина Анатольевна

Дата рождения 06.04.1964г.

Стаж работы в должности 13 лет

Общий стаж  31 год

Образование: среднее специальное

 Кировский политехнический техникум 1984г.

Квалификационная категория:

техник-технолог

 1984 год

 приказа о присвоении  № 13544_ЕТ№451415

Профессиональная переподготовка

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

По программе «Дошкольное образование»

 Образование: среднее-профессиональное

Приказ о присвоении №796 НПП № 001366  

2015 год

Курсы повышения квалификации за последние три года: 

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»  ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»   2014г.

Награждения:

  2012г. Грамота МБДОУ дет. сад Буратино п. Пруды Приказ №17 от 01.11.2012г. За участие в смотре-конкурсе готовности группы к новому 2012-2013 учебному году.

2013г. Сертификат ИДЦ  Управления образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района за предоставление опыта работы по теме: « Формирование сенсорных представлений в игровой деятельности детей раннего возраста». Форма предоставления: открытый педагогический процесс на заседании РМО воспитателей групп детей раннего возраста (Протокол №3 от 20.02.2013г.)

2014г. Сертификат ИДЦ  Управления образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района за предоставление опыта работы по теме: « Русский народный фольклор». (из опыта работы)  Форма предоставления: сообщение на заседании РМО воспитателей групп детей раннего возраста (протокол № 3 от 20. 02. 2014г.)

2014г. Грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды.  За участие в смотре-конкурсе «Огород на окне» Приказ № 8 от 26.05.2014г.

 2014г. Почётная грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды «за творческий поиск, инициативность, активное участие в методическом объединении воспитателей групп детей раннего возраста»  Приказ № 8 от 26.05.2014г.

 2014г. Почётная грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды за 1 место в смотре – конкурсе «Лучшая площадка МАДОУ»_ Приказ № 40 от 25.09.2014г.

2014г. Почётная грамота Управление образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района «За многолетний и добросовестный труд в деле воспитания и образования подрастающего поколения» Приказ № 101 от 19.09.2014г.

2014г. Грамота МАДОУ дет.  сад «Буратино» п. Пруды «За активное участие в смотре – конкурсе «Лучший уголок физкультуры»                Приказ № 45 от 19.12.2014г.                                      

2014г. Грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды «За активное участие в смотре конкурсе «Готовность групп к новому учебному году!»

2015г. Грамота Управление образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района «За 3место в номинации «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха» в районном конкурсе творческая методическая разработка, посвящённая 70 летию со дня победы»             Приказ №93 от 26.03.2015г

  2015г. Благодарственное письмо МАДОУ дет. сад «Буратино»             п. Пруды «За высокую работоспособность, активное участие в районных конкурсах»            Приказ №11 от 09.06.2015г   

2015 г. Благодарность Управление образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района  «за участие в районных педагогических чтениях по теме «Роль литературы и краеведения в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения» и активную позицию в воспитании подрастающего поколения»                                                            Приказ №366 от 27.11.2015 г.

 2016 г. Сертификат                                  

….

 

План работы по самообразованию воспитателя старшей  группы

 Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов»

 на 2016-2017 учебный год

                                                           Актуальность

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

     Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

       Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

 В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

      Для решения данной проблемы мной была выбрана  работа по ознакомлению детей  с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

     В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».

Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

-  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у  детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение  эффективности  использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут  разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая база опыта:  изучение  и анализ  научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- разработка  диагностических методов  и игровых  тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов  деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования  заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

         В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

    Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

      Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим  к сочинению сказок.

Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Поэтому мы сначала  изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Самыми  целесообразными методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация и театрализация сказки;

-просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  •  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  •  Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.

1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2016г).

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата

(месяц)

Ознакомление с  нравственными качествами дошкольников.

Наблюдение

Сентябрь

Изучение передового опыта педагогов и психологов по  нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

Изучение педагогической, психологической и методической литературы

Октябрь

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме.

Изучение и подбор литературы

Октябрь

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижок; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами

октябрь

2этап – практический (ноябрь 2016г. – апрель 2017г.)

1 блок - работа с детьми

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию,

беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,

просмотра мультфильмов.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата

(месяц)

«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

Ноябрь 2016

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Ноябрь 2016

«Доброта важнее всего»

(цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

НОД с фрагментами

сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

Декабрь 2016

«Волшебство добрых слов»

(цель: формировать культуру поведения, нравственных качества:  отзывчивость, доброжелательность; тренироваться

в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

Беседа, инсценировка

Январь 2017

«Сказочный денёк» (цель:

формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

НОД с участием сказочного персонажа

Январь 2017

«Вежливые слова»,

«Добрые поступки»,

«Желание помочь другим», «Азбука доброты».

Папки-передвижки

Февраль 2017

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Февлаль 2017

«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

Праздник с участием сказочного персонажа

Март 2017

«Добрый гном»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Выставка детских рисунков

Март 2017

 «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

Театрализованное представление сказки «Золущка»

 

Апрель  2017

2 блок - работа с родителями

«Как воспитывать ребенка добрым?»

Консультация

Сентябрь

«Воспитывать доброту!

 (цель: показать родителям

необходимость целенаправленного воспитания у детей  доброты, побудить к этому).

Выступление на родительском собрании

Октябрь

«Роль книги в нравственном воспитании детей»

Консультация

Январь

Поговорим о нравственности 

«Воспитание  добром» «Добрые, любимые, родные!»

Групповое родительское собрание.

Праздник, посвящённый мамам

с участием сказочного

персонажа

Февраль

Март

3 блок - работа с педагогами

Распространение передового педагогического опыта работы

Презентация

Май 2017

Выступление на педагогическом совете

Доклад

Май 2017

        3 этап – завершающий (май 2017г.)  

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата

(месяц)

Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

май 2017г.

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости,  любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

Выступление на педсовете о проделанной работе

Май 2017г.

Список литературы

1. Азбука нравственного  воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность  и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.  

  1.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
  4. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы  нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

         18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

        19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

  1.    Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
  2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
  3.  Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...