Проект "Толерантность-дорога к миру!"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tolerantnost.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект                

«Толерантность - дорога к миру!»

                     

                                             

                                                 Автор проекта

                                                                                        старший воспитатель Л.А. Гончарова

                                                                                           

                          

Санкт-Петербург

2017г

                         

Обоснование

     Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.    

    Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Дошкольное детство - важнейший период развития человеческой личности, в этот период, закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, и именно в этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Опыт восприятия окружающего мира у детей ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Важно в это время сформировать у детей доброе и уважительное отношение к людям, к представителям разных национальностей, к людям с ОВЗ,  заложить основы толерантности.

В решении задач развития толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:

-  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    В Санкт-Петербурге на сегодняшний день проживают жители более ста национальностей. В нем взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и разных культур, которые испытывают языковые и культурные трудности, им сложнее влиться в коллектив, раскрыть свой потенциал и усвоить общеобразовательную программу.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. В одной из  групп нашего детского сада для детей  5-6 лет - 72% воспитанников русские, 28% - других национальностей, а именно:

азербайджанцы – 4, армяне – 3, белорусы – 2, казахи – 1,  узбеки-1.

  По отношению к детям старшего дошкольного возраста, толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей.

     Поэтому знакомство с разными странами, культурой разных народов, и развитие у ребенка интегративных качеств по отношению к детям с ОВЗ, (формирование которых невозможно без воспитания ребенка толерантного самосознания) помогает сформировать у детей положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии,  и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия.

Наш детский сад является специализированным для детей с аллергопаталогией, индивидуальные особенности которых могут привести  к некоторой изолированности и неприятию их другими детьми, в связи, с чем может возникнуть проблема успешной социализации. (см. см. приложение № 1 «Работа с детьми», подпроект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющими аллергопатологию) в рамках реализации ООП ДОУ).

К сожалению, способность поделиться, помочь, уступить, разделять чужую радость и беду - качества встречающиеся все реже. Мы стараемся развивать в детях терпимость, доброжелательное отношение «к не таким, как все» людям. Наша задача научить детей воспринимать особенности  людей, оказывать им при необходимости помощь и поддержку, проявлять заботу, сострадание и милосердие.

Опираясь на игровую деятельность дошкольника, с помощью педагога, ребенок сможет перенести их образ на окружающую действительность, проявляя к «необычным» людям желание помочь, тактичное отношение, сочувствие, доброжелательность.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи. Проведенное анкетирование (анкета прилагается) родителей детей старшего дошкольного возраста выявило, что у родителей недостаточная компетентность в вопросе развития толерантных отношений у дошкольников. Плохо осведомлены в традициях своего народа (в том числе русские плохо знают русские традиции), многие родители путают:

- национальные праздники с религиозными,

- народные сказки с авторскими,

- русские сказки с зарубежными,

- не знают народных игр, песен, танцев своего народа.

В основе взаимодействия взрослых с детьми и воспитания толерантности лежит природное любопытство ребенка и желание активно знакомиться с миром. Наши воспитанники задавали взрослым вопросы:

- В какой стране мы живем?

- Почему люди говорят на разных языках?

- На каком языке говорит Даша?

- Почему у разных народов разные праздники?

- Почему мы такие разные? и т.д.

Совместно с родителями мы стремимся  научить детей видеть уникальность каждого человека, показать различия людей - люди выглядят по-разному, по-разному одеваются, разговаривают.  У  каждого человека есть свои интересы, желания, цели, каждый имеет что-то неповторимое.

Проект по тематике: информационно - игровой

Участники проекта: дети, педагоги и специалисты детского сада, родители.

По  срокам реализации: долгосрочный: сентябрь 2015 года – август 2016 года.   

Возраст детей: старший дошкольный возраст: 5-7 лет       

   

Система работы над проектом

Направления работы:

Участники:                          

Дети, педагоги, родители.

Педагоги: В проекте участвуют педагоги и специалисты детского сада. Проект проходит через все образовательные области ФГОС ДО.

Ведут работу с детьми: проводят познавательные занятия - путешествия, игры, беседы, оформление центра толерантности, мониторинг и др.

С  родителями: просвещение, консультирование, привлечение к участию в совместных мероприятиях в рамках проекта.

Дети: Активные участники проекта

Родители: Участвуют в мероприятиях ДОУ, в рамках заявленной темы.

Принципы организации деятельности участников

проекта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип научности – лежит в основе всех

технологий, используемых для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Принцип систематичности и последовательности –заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором решаются задачи проекта.

Принцип культуросообразности - учёт культурной и этнической среды воспитания ребенка. Воспитание толерантности непосредственно связано с  формиро-ванием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип уважительного отношения к личности - при  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. 

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

- создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

-организация диалога и сотрудничества в коллективе;

- организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

 Формы работы педагогов

над проектом

-методические разработки разнообразных игровых упражнений, занятий;  

-практические занятия;

-праздники и развлечения;

-использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем, карт и др.;

-использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира

-слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов; 

-разработка памяток, консультаций;

-анкетирование воспитателей и родителей; диагностика уровня развития взаимоотношений в группе сверстников; 

Формы работы с детьми

Развитие и укрепление толерантных отношений у дошкольников будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность. На всем протяжении работы по проекту деятельность детей будет проходить в виде путешествия. Во время путешествия на воздушном шаре дети разных национальностей будут в игровой форме приглашать к себе в гости и знакомить с обычаями своего народа. Таким образом, активизация интереса дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, будет способствовать воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей, а также обеспечит базу развития нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении детей в школе.

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей.

Формы работы с родителями

 Консультации, фотостенды, совместные развлечения, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, культуры.

Развивающая предметно-пространственная среда:       

- Создание уголков толерантности в группах.

- Иллюстративный, дидактического, методический, игровой, музыкального  материала по теме проекта, в том числе с использованием ИКТ технологий.

        Целью проекта «Толерантность-дорога к миру!» является:

                   

Задачи проекта представлены в следующей схеме:

А также:

  • Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
  • Пополнение материальной базы ДОУ.
  • Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
  • Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.
  • Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
  •  Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
  • Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Прогнозируемый результат:

  • Обогащение и расширение представлений детей о других странах, народах.
  • Осознание и признание детьми приоритета общечеловеческих ценностей.
  • Развитие чувства дружбы и мира  между народами.
  • Развитие у детей глубокого уважения к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательности и такта во взаимоотношениях со всеми людьми вне зависимости от их национальной и расовой принадлежности; интеллектуальной сферы детей,  расширят опыт нравственного поведения.
  • Приобретут навыки позитивного взаимодействия посредством игровой деятельности, разовьют опыт толерантных отношений,   умение устанавливать партнёрские взаимоотношения со сверстниками (умение  договариваться, улаживать конфликты);
  • Повысится компетентность  воспитателей и родителей по практическому решению проблемы толерантных отношений дошкольников.
  • Наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация детей с аллергопатологией.
  • Родители воспитанников станут поддерживать и активно участвовать в деятельности ДОУ по формированию основ толерантности, приобретут навыки позитивного отношения с детьми.

Основное содержание этапов проекта:

Проект  состоит из трех этапов: подготовительный, содержательный и заключительный.

На каждом этапе решается ряд задач для достижения цели данного этапа. Итогом достижения цели каждого этапа будет являться достижение цели проекта.

I.          Подготовительный этап

  • Диагностика уровня толерантности (благополучия, взаимности, удовлетворённости взаимоотношений) в группе сверстников между детьми разных национальностей.
  • Изучения мнения родителей и компетентности педагогов по вопросу толерантности в дошкольном детстве.
  • Определение основной проблемы, темы проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, теоретических источников, иллюстрационного и игрового материала по теме проекта.

II.     Содержательный этап

  • Составление перспективного плана реализации проекта с интеграцией в образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, физическое воспитание.
  • Составление и уточнение конспектов занятий, развлечений с детьми и консультаций, презентаций для родителей.
  • Создание современных условий обучения детей старшего дошкольного возраста толерантным отношениям в группе сверстников – пополнение предметно-развивающей среды.
  • Организация совместных мероприятий с детьми и родителями, направленных на развитие толерантных отношений старших дошкольников:
  • расширение представлений детей и родителей  об истоках культурно-этнического многообразия (национальные игры, праздники; народная игрушка и национальная кукла;  знаменательные даты в истории разных стран и народов; совместная творческая деятельность детей и взрослых);
  • знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
  •   знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.
  • Обеспечение условий для формирования представлений о толерантности у старших дошкольников:
  •  развитие представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности;
  •  развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различия;
  •  содействие формированию знаний об окружающем мире в соответствии с программой ДОУ;
  • содействие осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения;
  • · воспитание позитивного отношения к культуре разных народов.
  • III.      Заключительный этап
  • Диагностика результатов на момент окончания проекта.
  • Систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре.
  • Анализ результатов проекта. Указание ресурсов для дальнейшей реализации проекта.

Модель формирования толерантности у детей дошкольного возраста

Цель: формирование толерантности у детей дошкольного возраста

     Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном учреждении

            Этапы формирования толерантности                        Совместная деятельность                                                                                  

                                                                                                    с детьми по формированию

          I этап. Информационно-познавательный                      толерантности дошкольников              

      Цель: получение информации о  многообразии

окружающего мира, о самом себе, и об окружающих                                                                                              

                       II этап. Эмоционально-волевой

           Цель: помочь детям выработать положительную

            оценку по отношению     к окружающим людям

                   III этап. Мотивоционно-поведенческий

            Цель: привитие нравственных норм поведения,

            уважения к окружающим, доброжелательности,

                                           вежливости

Формирование толерантности в контексте социализации дошкольника

Перспективный план реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Изучение и подбор методической и художественной литературы.

2.Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

3. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и педагогов ДОУ по следующим параметрам.

Педагоги:

- умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения;

- наличие толерантных отношений у сотрудников;

- умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

Дети: 

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

-имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение бесконфликтного общения.

В течение года

1 этап – сентябрь- 2015 года

2 этап –

Октябрь-ноябрь-2015 года

Старший воспитатель,

воспитатели

Педагог-психолог, воспитатель

Педагог-психолог, воспитатель

Содержательный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Пополнение материальной базы ДОУ

Приобретение методической литературы, дидактических пособий.

С сентября 2015 года.

Заведующий, старший воспитатель

2. Создание условий

 для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста

1. Знакомство с национальными праздниками.

2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями.

3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами.

4. Мобильные выставки творчества различных народов;

5.Организация концертов с национальными костюмами.

7. Театральные постановки.

8. Сюжетно-ролевые игры.

9. Дни национальной культуры.

сентябрь , 2015 – август 2017

Воспитатели.

3.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

1. Посещение различных музеев и мини-музеев;

2.Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города.

3. Посещение выставок в городе и организация выставок в детском саду:

-выставка костюмов и игрушек русского народного творчества;

-национальная кукла;

4. Посещение картинных галерей;

5. Фотовыставки с видами города;

6.Тематические занятия «Городовичок в гостях  у детей»;

7.Знакомство с известными людьми нашего города.

Декабрь, 2015 – февраль 2016

Ст.воспитатель,

воспитатели.

4.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1.Консультирование семей по проблеме формирования толерантности.

2.Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений».

3.Создание и выставки семейных альбомов.

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками».

5.Просмотр видеофильмов о семейных праздниках.

6.Оформление информационных стендов для родителей.

1.Проведение методических мероприятий по данной проблеме.

2.Участие в семинарах, конференциях.

3.Создание фонда видео- аудиоматериалов.

4. Создание картотек:

- подвижные игры народов мира;

- сказки народов мира;

- национальные традиции;

- дидактические игры

5.Создание методического пособия.

В течение года.

Апрель –июнь 2016

Психолог, воспитатели.

Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей дошкольного возраста.

1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома;

2.Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов ДОУ.

6. Проведение КВН с целью выявления уровня проф. мастерства и реализации полученных знаний на практике.

7. Отчет педагогов ДОУ о проделанной работе.

Апрель, август 2016

Психолог, воспитатели.

Мониторинг

Для выявления уровня сформированности толерантности детей старшего дошкольного возраста и подтверждения результативности работы по проекту был проведен мониторинг в старшей и подготовительной группах (старшая группа - 26 человек,  подготовительная группа – 27 человек).

Мониторинг проводился по этапам: в начале и в  конце проведения проекта. Совместно с психологами были подобраны  и адаптированы диагностические методики, разработаны критерии диагностики.

При определении уровней сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на характеристики толерантной и интолерантной личности, сформулированной в работах М.П. Мчедлова, А.П.Садохиной, Н.А. Асташевой и др. в работе построена система поведенческих реакций ребенка старшего дошкольного возраста по двум моделям: толерантная и интолерантная.

Таким образом, определены следующие уровни сформированности толерантности у детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице.

Критерии

Толерантная личность

Интолерантная личность

Эмоциональный

Способность к эмпатии или способный к сопереживанию

Выражена в достаточной степени; высокий уровень сопереживания другому; переживание сверстника; способность принять утешение другого, эмоционально отзывчивый.

Практически не выражена; агрессивность к утешению другого и нежелание сопереживать другому

Умение владеть собой

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Стремится снять с себя ответственность за происходящее

Доброжелательность

Эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; желание помочь и подсказать даже вопреки правилам игры; способность уступать, отдавать, помогать, утешать; понимание справедливости

Игнорирование, собственничество, жадность, нежелание уступать в игре, неспособность к коллективной деятельности и взаимодействию со

сверстниками; противопоставление себя и другого

Социальная активность/ ассоциальное поведение

Эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; желание помочь и подсказать даже вопреки правилам игры; способность уступать, отдавать, помогать, утешать; понимание справедливости

Собственничество, жадность, нежелание уступать в игре, неспособность к коллективной деятельности и взаимодействию со сверстниками; противопоставление себя и другого

Коммуникативный

Ориентация на себя или других, умение слушать

Ориентация на себя; стремится к личной независимости. развито чувства общности и солидарности в сообществе сверстников обусловливает и принятие другой, отличной от собственной точки зрения, на ситуацию, приведшую к конфликту.

Выраженная ориентация на оценку окружающих; большая потребность в похвале, превосходстве над другими; хвастовство; ревность к успехам других

Мобильность поведения или расположенность к другим

Легкая адаптация в коллективе сверстников; отсутствие напряженности в поведении; отсутствие тревожности; автономность поведения (способность занять себя), т.е овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Тяжелая и долгая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость; демонстративность; замкнутость

Суть диагностики состояла в проведении специализированных игровых тестов, призванных различить грани толерантного сознания и оценить уровень толерантности детей, таких как: игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор); игровая диагностическая методика М.И.Лисиной, позволяющая выявить уровень развития коммуникативной деятельности дошкольников; игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский), позволяющая вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе, тестовое упражнение «Лесенка» В.Г. Щур по выявлению самооценки.

В качестве средства контроля в процессе проведения игр использовалось педагогическое наблюдение, которое выстраивалось по методу полярных профилей, фиксирующих уровни развития конкретных толерантных качеств (дружелюбный – агрессивный; самокритичный – самоуверенный; эмпатичный – эгоистичный; открытый – замкнутый; творческий – ограниченный; независимый – скованный; уступчивый - упрямый; отзывчивый – черствый; оптимистичный – скептичный; обидчивый – необидчивый; терпеливый – нетерпеливый и т.д.). Это дало возможность фиксировать в процессе наблюдения конкретные данные признаков толерантности.

Первичный педагогический мониторинг показал следующие результаты:

высокий уровень сформированности толерантности составил -8% , средний уровень-53% , низкий – 38%.

Результаты данной диагностики показали, что в двух группах:

а) большинство детей имеют низкий уровень сформированности толерантности, либо проявляют интолерантность по отношению к окружающим- 38%;

б) средний уровень толерантности обладают 53% воспитанников;

в) высокий уровень толерантности наличествует только у 8% дошкольников.

Это объясняется недостаточной сформированностью толерантности у детей дошкольного возраста.

По данным заключительного мониторинга:

Определение эффективности реализованной проектной деятельности в формирование основ толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Итоги заключительной диагностики:

Высокий уровень сформированности толерантности составил -19%, средний уровень-72%, низкий – 9%

Полученные данные показали, что  произошли значительные изменения:

количество детей с высоким уровнем толерантности увеличилось на 10%;

со средним уровнем толерантности увеличилось на 19%;

число детей имеющих низкий уровень толерантности снизилось на 29%.

Прирост показателей по результатам мониторинга подтверждает эффективность нашей работы «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста».

Заключение

В ходе проведения проекта было выявлено, что главной  особенностью «толерантности»  является принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Рассмотрев специфику старшего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются предпосылки и есть все основания для формирования толерантности.

Для более эффективной работы по формированию основ толерантности необходимо соблюдать ряд педагогических условий таких как: знание возрастных особенностей дошкольников; честное сотрудничество с детьми и их родителями; активное участие детей в проводимых мероприятиях; создание благоприятной атмосферы;

В результате  проведения проекта  подтвердилось оптимальность определенных нами педагогических условий и мероприятий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, а так же цель проекта была достигнута. Мы обосновали содержание и условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста. 

Конечным результатом успешной реализации проекта  стало наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация детей с аллергопатологией в группах.

Мы с гордостью можем сказать, что в результате внедренного проекта наши воспитанники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.

Дети  понимают друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей; проявляют эмпатию и толерантность; сознают, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; стараются выражать свои чувства и понимать  чувства другого, находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Мы и в дальнейшем намерены продолжить работу над разработкой специальных сюжетов для использования детьми в игровой деятельности и работу по ознакомлению родителей и детей с понятиями толерантности, знакомить с вопросами эффективного ведения переговоров, способами выхода из конфликтов в процессе воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"

Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись

Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?Задача педагога  состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творческ...

МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?

Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....

Занятие педагога-психолога "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!"

Занятие по развиватию  у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности; формировать умения находить приемы взаимодействия....