Конспект занятия «Кубань – малая Родина» ( подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мурко Елена Викторовна
Конспект занятия ( подготовительная группа) «Кубань – малая Родина» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды. Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие. Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: глэчик, макитра, рубель, коромысло, папаха. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность. Демонстрационный материал: Экран с проектором и ноутбук, бумажная форма макитры, трафареты листьев калины, карточки с последовательностью рисования веточки калины, краски, салфетки, кисти, тампоны, стаканы с водой, шапки - кубанки Раздаточный материал: бумажные формы макитры, трафареты листьев калины, краски, кисти, салфетки, тампоны, стаканы с водой. Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, физкультминутка «Танец Кубанских казаков», рассматривание предметов быта казаков, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, шапка - Кубанка, рушник, настольник, гончар. Ход ОД Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся. Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню? Дети: Казаки. Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом? Дети: родственники, родичи, предки. Воспитатель: Молодцы! Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши далекие предки. Наденем на голову шапку - кубанку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают шапки-Кубанки, кружатся и повторяют слова, потом присаживаются на стульчики, где педагог обращает внимание на слайд-презентацию. (Показ слайд-шоу). Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг? Дети: рубель! Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет. Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол. Воспитатель: А вы знаете, как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой). Дети: Рушник. Воспитатель: Посмотрите ,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных. Воспитатель: Посмотрите какие цвета они использовали? Дети: Красный и черный. Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете , что делали из глины? Дети: Из глины делали посуду. Из глины делали детские игрушки. Из глины изготавливали кирпич. Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду. Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами. Запомнили название посуды? (повторите). Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни. Физкультурная минутка (танцевальные движения под кубанскую казачью песню) А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором. Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто). На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины». Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком. Подведение итогов: - Ребята что нового вы сегодня узнали? - Что делали из глины? - Какие новые слова вы сегодня узнали? - понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком)? - Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались? Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата! Такую посуду не стыдно будет хранить в казачьей хате! Выставка детских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban-_malaya_rodina.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект занятия   ( подготовительная группа)

                                  «Кубань – малая Родина»

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей:  глэчик, макитра, рубель, коромысло, папаха.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: Экран с проектором и ноутбук, бумажная форма макитры, трафареты листьев калины, карточки с последовательностью рисования веточки калины, краски, салфетки, кисти, тампоны, стаканы с водой, шапки - кубанки

Раздаточный материал: бумажные формы макитры, трафареты листьев калины, краски, кисти, салфетки, тампоны, стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, физкультминутка «Танец Кубанских казаков», рассматривание предметов быта казаков, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа:  глэчик, макитра, рубель, шапка - Кубанка, рушник, настольник, гончар.

Ход ОД

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»  дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель:    Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети:   Казаки.
Воспитатель:    Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани,  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Молодцы! Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них.  И  вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши далекие предки.

Наденем на голову шапку - кубанку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают шапки-Кубанки, кружатся и повторяют слова, потом присаживаются на стульчики, где педагог обращает внимание на слайд-презентацию. (Показ слайд-шоу).

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются  к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.

А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?

Дети: рубель!

Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
Воспитатель(Показываю скатерть, рушник).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.

Воспитатель: А вы знаете, как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Посмотрите ,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных. 
Воспитатель: Посмотрите какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.

Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете , что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки. 
Из глины изготавливали кирпич.

Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.

Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами. 

Запомнили название посуды? (повторите).

Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.

Физкультурная минутка (танцевальные движения под кубанскую казачью песню)

А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.

Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).

На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».

Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.

Подведение итогов:

- Ребята что нового вы сегодня узнали?

- Что делали из глины?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком)?

- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?

Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата! Такую посуду не стыдно будет хранить в казачьей хате!

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Моя малая родина (Младшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием "малая родина"...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина" ( подготовительная группа)

Моя малая РодинаИнтеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей малой Родине.Задачи: За...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Нижний Новгород – моя малая Родина». (подготовительная группа)

Занятие по ознакомлению с родным городом Нижним Новгородом.Воспитание любви к малой Родине через ознакомление с родным городом....

Конспект занятия «Моя малая Родина». (старшая группа)

Воспитание патриотических чувств к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, ее природе и обычаям....

Конспекат ОД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Россия – моя малая Родина» подготовительная группа «Веселинки»

Тема: «Россия – моя малая Родина»Задачи: Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны,-воспитывать интерес к русскому народному творч...

Рисование "Моя малая родина" подготовительная группа

Конспект занятия  по рисованию «Мой город» в подготовительной группе.                                ...